1. Этот сайт использует файлы cookie. Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie. Узнать больше.

Скорочтение для детей

Тема в разделе "Наши дети", создана пользователем sever, 21.09.15.

  1. sever

    sever Участник

    113
    0
    Ребенку 8 лет! Хочу чтобы овладела техникой быстрого чтения.
    Где у нас в Волгограде этому можно обучиться? Желательно ближе к Кировскому.
    Знакомые рекомендовали в Ростове, далековато!
     
  2. Магадан

    Магадан Активный участник

    9.265
    12
    Вообще говоря - при некотором интересе к чтению, навык скорости сам по себе развивается. Читающий ребенок к 3ему классу может довольно свободно считывать 350 слов в минуту.

    То есть на скорость лучше не тратить время. А вот научить ребенка целостному восприятию текста (чтобы он свободно выделял главный смысл, к примеру, мог обобщать написаное, и при необходимости проводить обратные операции), очень очень нужно как раз в этот период. И именно это один из залогов того что ему будет некуда деваться, и придется взять книжку рано или поздно, самостоятельно.

    С ходу вопрос решается довольно просто. Можно выбрать несложные новости из раздела научных, про природу и тп. Попросить дите прочесть про себя, самую несложную фразу или её часть, и рассказать что в ней написано. Начинать лучше с частей. По мере процесса придет понимание - насколько для него сложная эта задача, и можно будет взять побольше.

    У меня сыну вчера исполнилось 7 лет, он в первом классе. Периодически прошу поискать новости, прошу прочесть заголовки, потом решаю, что лучше взять почитать. Стараюсь ориентироваться на то что может ему быть интересным.

    Часто бывает что целиком новость не читаем, так как бывают длинные сложные обороты.
    Вчера к примеру читали про то как на Аляске на стоянке древних людей обнаружили кости рыбы, и про провалы в ЯНАО. Из раздела про космос читаем когда есть чтото подходящее.

    В тексте встречается много понятий проблемных:
    - понятия о которых ребенок знает и встречался на практике, но не может или не сразу может объяснить их смысл подробно.
    - совсем незнакомые понятия.

    К примеру в новости про провалы, была формулировка "Ученые предсказали". Я сомневался что сын её корректно понимает, переспросил. Он буквально секунду подумал и сказал что это когда о чем то говорят до того как это произошло. Буквально выбрал самую короткую формулировку.
    Но бывает и вообще что-то незнакомое. Вчера спросил его, как он думает - что такое термическая обработка (из новости про стоянку на Аляске). Он сказал, что не знает, но предположил что рыбу ели термиты. Термитов он хорошо знает))). Попутно надо такие понятия разъяснять. Если не получается - то лучше это не читать.

    Новости для начала очень хорошо подходят так как носят самую непосредственную связь с внешним миром. И позволяют в заданом контексте отклонится в сторону, например рассказать, что раньше людей на Аляске не было. А потом они туда переселились из Азии. В дальнейшем можно переходить к художественной литературе по тому же принципу.
     

    Вложения:

    • ryba.jpg
      ryba.jpg
      Размер файла:
      80 КБ
      Просмотров:
      164
  3. Магадан

    Магадан Активный участник

    9.265
    12
    По началу можно дополнить технологию.

    Например мы иногда так поступаем. Я читаю с выражением текст вслух. Потом начинает он частями (обязательно про себя - при чтении вслух мышление хуже срабатывает даже у взрослых людей) и пересказывает. А в конце я прошу прочесть его вслух весь текст.

    ---------- Сообщение добавлено 23.09.2015 11:04 ----------

    Перед тем как приступать, полезно проверить, есть ли уже способности к мышлению которые можно развивать. Сделать это просто - взять детский стишок, и прочесть из него четверостишие. например:

    Идёт бычок, качается,
    Вздыхает на ходу:
    Ох, доска кончается,
    Сейчас я упаду!

    И в конце спросить - про что стишок. Если скажет - про бычка, то еще рановато. Если скажет, что стих про то как бычек боялся, то есть укажет не на физический объект, а на смысловой контекст, то уже можно. Лучше выбрать несколько вариантов и повторить с перерывом.

    К 7 годам по идее уже должен быть способен на простейшие выкладки такого рода. Если нет - то нужно срочно наверстывать. Здесь не могу сказать - как. По идее в реальной жизни это решается регулярным общением на отвлеченные от собственного детского быта темы, как мне кажется.

    ---------- Сообщение добавлено 23.09.2015 11:08 ----------

    Такой порядок, сначала понимание а потом скорость, крайне важен, так как быстро читать можно научится всегда, а вот для освоения основ мышления представляется довольно узкое временное "окно", пропустив которое - можно навсегда закрыть ребенку возможность развиваться наилучшим образом.
     
  4. sever

    sever Участник

    113
    0
    Спасибо!
    Дельный совет!
    Попробую акцентировать внимание на этом.
     
  5. топаз

    топаз Участник

    418
    3
    Какой-то абсурд ,сразу видно человека не владеющим скорочтением.:)
    Чем выше скорость чтения тем лучше понимание.
    Человек читающий медленно, глазами двигает слева направо и таким образом фиксирует почти каждое слово,впоследствии ему приходится связывать эти слова в единый смысл.
    Начинающий "скорочитатель" двигает глазами сверху-вниз по книге и таким образом фиксирует каждую строку.
    Средний уровень фиксирует взгляд в центре абазаца и таким образом читает сразу весь абзац. (т.е чтение абзац за абзацем)
    Фоточтение- это фиксация взгляда в центре разворота книги и т.о. читается сразу 2 страницы в один момент времени.
    Вот и сравните у кого понимание выше, того кто читает слово за словом или абзац за абзацем?


    Или вы думаете скорочтение- это когда быстро слово за словом читают?
    Читающим медленно, потом трудно будет переучиваться т.к. у них развиваются такие негативные процессы как регрессия и артикуляция.
     
  6. norushka

    norushka Участник

    436
    3
    а зачем?
     
  7. топаз

    топаз Участник

    418
    3
    1) Скорость обучения.
    (Для детей возможность уменьшить время на приготовление уроков при высоком качестве и меньшей усталости.)

    2) Развитие очередного навыка.
     
  8. топаз

    топаз Участник

    418
    3
    Дополню себя немного
    Медленночитающий человек (способом движения глаз слева-направо от слова к слову) которому приходится связывать слова друг с другом для придания смысла, страдает тем, что в голове он не может удержать всю связку слов целого предложения, и таким образом часть слов теряется ,а из оставшихся формируется смысл прочитанного. Как результат плохо усваивается материал, потому как искажается понимание от предложения к предложению. Далее в абзаце ему надо в голове уже держать целое предложение, чтобы его связать с последующим и т.д.
    Кроме того, медленночитающий человек не способен распознать слова в предложении по степени важности ,потому как, опять же читает все слова подряд,пропускает ключевые слова ,потому как понятия не имеет что это за слова и т.д.
    Быстрочитающий человек не читает всё подряд,он скользит по тексту и выхватывает только нужные слова ,а в голове вспыхивают образы т.о. достигается более ясное понимание прочитанного за короткое время.
     
  9. Пиццулянт

    Пиццулянт Активный участник

    1.464
    21
    Я был свидетелем как мальчик 6 лет читал со скоростью 5000 знаков в минуту. Он прошел два очных курса в школе Андреева. По программе Старт и Доминанта. Факт остается фактом. Но нужно сделать оговорку.
    Многое зависит от особенностей личности. Ну разумеется здоровья. Поэтому ваш ребенок может и не добиться успехов.
    Самое простое что вам стоит попробовать это избавиться от возврата к уже прочитанному. Остальное только развитие внимания и памяти.
     
  10. топаз

    топаз Участник

    418
    3
    Школа Олега Андреева самая крутая у нас,бесспорно.
    Да,от особенностей зависит многое,поэтому зачастую перед обучением скорочтения прописывают занятия игры в настольный теннис,скакалку,бег и т.д. ( если обучаемый "медленный")

    ---------- Сообщение добавлено 28.09.2015 13:49 ----------

    Чтобы развить ребёнка наилучшим образом вы должны знать какие навыки должны развиваться у ребёнка каждый год его жизни.
    В противном случае вы ищите чёрную кошку в чёрной комнате.( самовыдумывание развития)
     
  11. Магадан

    Магадан Активный участник

    9.265
    12
    Вам так кажется. Понимание основано на способности мыслить а читать (и считать) могут даже животные, а в ряде случаев, со счетом, даже насекомые. Поэтому изначально упор делается на понимании прчтенного, от простого к сложному. А только потом, и не раньше, если это будет необходимо (как правило не бывает) - надо думать о скорости чтения

    ---------- Сообщение добавлено 28.09.2015 18:39 ----------

    Или не может установить эту связь - в обоих случаях тренировать нужно не скорость а именно эту способность - устанавливать связи между словами. А скорость - потом.

    ---------- Сообщение добавлено 28.09.2015 18:40 ----------

    Связь обратная: тот кто не может распознать связь между словами - медленно читает.

    ---------- Сообщение добавлено 28.09.2015 19:15 ----------

    Хм... а я разве не об этом сказал?)

    ---------- Сообщение добавлено 28.09.2015 19:48 ----------

    Любой родитель, безусловно хочет чтобы ребенок полноценно понимал тексты, в первую очередь, а не просто быстро читал. Развитие этого качества идет не один год. По сути практически всю жизнь. Но основы закладываются в детстве.


    Ход этого процесса определяется развитием понятийного мышления. Принято считать что начальные основы этого вида мышления у ребенка развиваются в 6-7 лет. Так как конструкция используемых человеком понятий идет от простых к сложным, то качество освоения этого типа мышления в этот период, повлияет на всю дальнейшую жизнь. В частности и на процесс чтения. Причем в первую очередь на понимание. И только посредством этого - на скорость.

    Тоесть, здесь есть такая связь: чтение на любой скорости - возможно с плохо развитым понятийным мышлением, с нереализованным до конца потенциалом. А вот чтение не как самоцель, а как средство обмена информацией, без понятийного мышления в принципе невозможно совсем.


    Срок около 2х лет - вот сколько дает природа на закладку способностей понятийного мышления. И судя по тому что полноценно им, на текущее время владеют только 20 процентов людей с научно-техническим складом ума, стоит отметить что видимо этого периода не всем хватает. Логично что все усилия нужно направлять в первую очередь на эту способность а уж потом на такие производные как чтение
     
    Последнее редактирование: 28.09.15
  12. топаз

    топаз Участник

    418
    3
    Магадан.
    По статистике вы пишите 9.11 сообщений в день на форуме,причём в разных темах.
    Моя же статистика 0,12 сообщений в день,в некоторых из них
    Мне видится мы находимся в разных "весовых" категориях.
    Если можно назовите хоть один труд который вы прочитали по мышлению и если не затруднит структуру или алгоритм хоть одной модели мышления, и его автора разумеется.
    Спасибо.
     
  13. norushka

    norushka Участник

    436
    3
    Так можно читать законы, потому что если всё подряд, то смысл ускользает. Но художественную литературу... Дети должны научиться понимать язык, слышать его, чувствовать. Иначе он совсем оскудеет. Приобретая навык «выхватывания» ключевых слов при чтении, дети будут мыслить и говорить так же. Великий могучий постепенно превратится в язык Эллочки-людоедки.
     
  14. топаз

    топаз Участник

    418
    3
    Следуя вашей логике, научившийся бегать- не может ходить. :d
    Интереса ради поищите информацию о том с какой скоростью читали скудоумные Горький, Бальзак,Наполен и т.д.
     
  15. О.

    О. Активный участник

    15.833
    17
    у норушки логика такая
     
  16. Магадан

    Магадан Активный участник

    9.265
    12
    Следуя этой логике - научившийся бегать, не факт, что может применять ходьбу содержательно. Вы же ходить учитесь не для ходьбы). Она средство достижения каких то целей.

    Как и чтение, тоже средство такого рода, и его надо научить применять согласно главной задаче которой оно подчинено - пониманию ВСЕГО написанного. То есть развивать понятийное мышление.

    Я не являюсь специалистом по этой теме и руководствуюсь выкладками людей которые в таком качестве себя зарекомендовали. В частности Выготский. Целиком его книги не читал (точнее читал но давно, и приходится перечитывать, по возможности). В основном пользуюсь мнением специалистов, которые актуализировали его материалы к нынешней проблематике.

    В контексте нашей темы - речь идет про понятийное мышление, как способность объединять понятия по родовому признаку и разделять по видовой принадлежности. И про некоторые следствия этой способности, в частности, способность соотносить слова в предложении, части предложения.

    ---------- Сообщение добавлено 28.09.2015 22:21 ----------

    Вполне жизненная логика, хотя, возможно, это отчасти представлено догматично.

    Но вообще говоря, можно было и проще написать, о том что чтение нужно для понимания. То есть, критериями успешности навыков читающего в первую очередь должны стать критерии понимания текста а не скорости. А во вторую.. а во вторую очередь часто и проблема скорости отпадает, так как в повседневной жизни люди с любыми скоростными навыками, редко читают тексты с высокой скоростью. Например моя максимальная скорость чтения в 3 раза превышает ту которой я пользуюсь всегда.
     
  17. О.

    О. Активный участник

    15.833
    17
    я не вижу никаких противоречий с тем, что говорит топаз
    практическая выгода очевидна, больше читаешь - больше усваиваешь/понимаешь.
     
  18. Магадан

    Магадан Активный участник

    9.265
    12
    Для того чтобы так происходило - к моменту быстрочтения уже надо наиболее полноценно реализовать свои способности понимания. Тогда да - пользу будет большая. Но фишка в том что развитие механизмов понимания - по времени фиксировано. И если быстро читать можно научится всегда, то вот раскрыть свой потенциал понимания, по истечению некоторого времени - практически невозможно.

    При этом - не раскрыв его полностью, можно уметь читать быстро. Пострадает основная характеристика процесса - степень понимания.

    Вполне разумным будет, пока этот временной интервал "открыт", задействовать ресурсы ребенка и родителей чтобы реализовать его в полной мере. В частности в период лет с 5 (по малу) и до 7-8, развивать понятийное мышление, так как это основа механизмов более глубокого понимания текста. А значит и большие шансы найти в нем, множество тех интересных подробностей, которых не дает быт. Этим решается очень важная задача - сделать людей читающими. А это уже само по себе гарантирует что навык скорочтения сам по себе разовьется до уровня нормы в 200-300 слов в минуту. Здесь, наверное, можно, если очень охота - начать учится быстро чтению.

    Кстати, рекомендую эксперимент, попробуй почитать нечитаное художественное произведение настолько быстро насколько способна. И потом выпиши нечто вроде пересказа на листочек. А следом повтори то же самое но в привычном темпе. Для пущего эффекта первый раз быстро можно вслух читать. Посмеешься от души)
     
  19. О.

    О. Активный участник

    15.833
    17
    полностью цитировать весь твой текст не буду, он длинный
    ты зря читаешь Выготского, еще и пишешь об этом. Ты не понимаешь, о чем он пишет.
     
  20. Магадан

    Магадан Активный участник

    9.265
    12
    Если я в чем то ошибся - поправь.
     
  21. О.

    О. Активный участник

    15.833
    17
    Если вчитаться в вашу дискуссию, я вообще не вижу никаких противоречий тому, что ты хочешь от ребенка с тем, как рассказывает о скорочтении топаз. Если только он говорит так, как оно есть на самом деле, а мне истина не известна.
    Мне неловко повторять слова Выготского второй раз на форуме - обучение ведет за собой развитие. Это центральная мысль для любой темы. Почему обучение ускоренному чтению должно мешать воспринимать красоту языка и еще что-то? Ускоренное чтение не делает человека слепым к определенным словам и деталям.

    не разовьется, это тяжело.. Я читала быстрее всех среди параллельных классов в обеих школах, где я училась, и это было, чтоб не сбрехать, не более 130-140 слов в минуту. На этой скорости еще можно понимать, что ты читаешь.Далее уже не очень) Если ты читаешь быстрее по обычному способу, то где от этого толк? Витиевато пишешь, да. Но не факт, что из-за этого. Может, у тебя просто склад характера такой. Ошибки, опять же, а при хорошем навыке чтения ты должен писать без ошибок. И где тут внимание к деталям (ошибкам)?
    В общем, я щас устану писать.
     
  22. Магадан

    Магадан Активный участник

    9.265
    12
    О., Выготский говорил не просто об обучении в целом, как ты помнишь - он конкретизировал какого рода оно должно быть.
    И в этом самая непосредственная связь с понятийным мышлением.

    Частные примеры не подходят - эффективность того или иного подхода на статистике отслеживаются. Для контраста - к 3-ему классу я читал 400 слов в минуту.
    Да и вообще, по Выготскому, по которому мы еще учились с тобой, в какой то степени, критерием успешного чтения является понимание. А скорочтение вторично.
     
  23. О.

    О. Активный участник

    15.833
    17
    Магадан, мы явно учили его с разных сторон. его центральная мысль ложится на все его постулаты и гармонирует с ними. Я по-прежнему не вижу никаких противоречий.

    ну так ты понимал, что читаешь?)))) тебя же это больше всего занимает. И при чем тут эффективность? в чем для тебя эффективность твоего обычного быстрого чтения? и сдается мне, ты привираешь, на такой скорости слова сливаются в свист ветра...или ты про себя читал и считал?
     
  24. Магадан

    Магадан Активный участник

    9.265
    12
    Учились) Я имею школьную программу. Когда мы учлись - там было гораздо больше Выготского чем сейчас.

    Возможно я неправ, возможно неправильно выражаю мысли, или "трактую" Выготского, но мне не ясно что я должен изменить пока не ясно - что тебе кажется не соответствующим Выготскому КОНКРЕТНО.

    Если я попытаюсь предположить, что по твоему, обучение скорости чтения само по себе входит в понятие "обучение" по Выготскому - то это не так.

    Для указного возраста обучение - это в первую очередь обучение понятийному мышлению. В частности, детей обучают классифицировать понятия по родовому сходству и видовому различию.
     
  25. О.

    О. Активный участник

    15.833
    17
    ты про 400 слов в минуту что-то замялся))

    я еще раз повторю - пожалуйста, обучайте чему хотите. Как этому мешает скорочтение? Меня, кстати, никто не учил классифицировать понятия по родовому сходсту :d

    ---------- Сообщение добавлено 29.09.2015 01:34 ----------

    ниче не поняла. При чем тут вообще школьная программа. Вот ты кривовато выражаешься, несмотря на свои заслуги в обучении или изучении.. ты сам говорил, что учили его краем один семестр
     
  26. Магадан

    Магадан Активный участник

    9.265
    12
    На такой скорости конечно плохо понимал. Это вполне естественно. А на 280 уже нормально, по крайней мере для своего возраста.
     
  27. О.

    О. Активный участник

    15.833
    17
    Магадан, ты жуткий враль :d:d вслух столько читать невозможно, забрызгаешь слюнями всех присутствующих и при этом никто не поймет ни слова
     
  28. Магадан

    Магадан Активный участник

    9.265
    12
    Это не то чтобы мешает. Просто критерий скорости, по отношению к оценке качества освоения чтения, для ребенка 5-8 лет не подходит. Главная задача научить его понимать.

    В начальной школе такие формулировки, про видовое сходство и тп, не могли звучать, по понятным причинам, но в комплекте всех учебников есть материалы которые развивают эти способности. Причем во всех.

    ---------- Сообщение добавлено 29.09.2015 00:49 ----------

    Вслух я и не читал с такой скоростью. Ну может разок пробовал. Реально получалось фигово................ на 300 вполне сносно.

    Я не помню, правда, был это уже знакомый текст или новый.
     
  29. Магадан

    Магадан Активный участник

    9.265
    12
    Не знаю насколько и для кого это будет доходчиво, но в любом документе посвященном методам скорочтения - вы найдете, что этот навык неизбежно ухудшает понимание текста. Часть методов обучающих скорочтению - ЧАСТИЧНО решает эту проблему. Но в итоге не до конца. По крайней мере я не встречал ни одного человека или группу разработчиков таких методов, которые утверждали что полностью решили эту проблему.

    Понятно, что само скорочтение от этого мене полезным не становится: есть люди для которых приоритет понимания менее важен, в силу профессиональных причин, к примеру, или других, важно с "дефектом" но усвоить объем текста больше обычного.
    Например чтобы в нем ориентироваться и выискивать критически важные места для углубленного изучения. Или просто узнать что они есть.

    Но это исключительные случаи для взрослых людей. Детям, в момент когда механизмы понимания только начинают формироваться, такие "сверхспособности" вообще не нужны.

    Средняя скорость чтения нормального человека - примерно 200 слов в минуту. И она стала такой спонтанно в самых разных языках, на одном и том же уровне... Примерно этого требуют от школьника в школе. Примерно к этому надо в таком возрасте стремится. А как - я уже писал выше в первом ответе.

    Мне самому способность читать текст быстрее - ничего не дала. В 1й класс я пришел уже читающим и меня хвалила учительница за качественное чтение. Сто с хвостом я уже тогда выжимал непринужденно. Я хотел стать еще "круче" и мне это удалось. Но за всю свою жизнь я ни одного раза не читал на повышенной скорости, ни одну книгу. А вот медленней чем обычно - довольно часто читаю, за счет прерывания процесса и осмысления.
     
  30. lurker

    lurker Участник

    212
    0
    Можно тупо скачать учебник Андреева, он толковый и заниматься с дитем самостоятельно. Вот только зачем?
    Я не понимаю, как он худлит читать будет, книги нужно пережИвать, а скорочтение - оно про другое.
    Это эзотерическая система, хорошо видно на высоких ступенях. Космическое сознание, управление сновидениями, ауровидение - такова повестка дня там.
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4577766
    Все нужно доказывать, но согласен, что нормальное восприятие языка изменится, не факт, что в лучшую сторону и смотря что считать "лучшей". Постановка навыка скорочтения по Андрееву это явно эксперимент на себе или своем ребенке. Посмотреть бы на людей, которые прошли обучение еще в девяностых, какие они и как сложилась их судьба?

    Скорость чтения лучше проверять на сайте Андреева:
    http://www.fastread.ru/test/

    у меня обычные результаты
    [​IMG]

    Потому что эта методика предполагает полную ломку обычного способа чтения, когда мы мысленно произносим читаемые слова. У Андреева с этим борются, подавляют артикуляцию, а сам процесс чтения похож больше на медитацию, в числе упражнений для развития этого навыка - то же есть медитация.
    Еще раз подчеркну, в основе этой системы эзотерические предпосылки, это глубинная основа системы, над ней надстраиваются упражнения. Нет ничего плохого в медитации, но важно понимать, что вы будете читать "ненормальным" способом и нафига это делать над своими детьми - мне не понятно. Им просто не нужно столько информации получать чтением, сколько предполагается слушателям этого курсе. Я бы не торопился с овладением подобного рода технологиями.
    Что происходит в других школах, мне неизвестно, чего уж мелочится с другими школами :), если эти поставили рекорд:
    "НАША УЧЕНИЦА В КНИГЕ РЕКОРДОВ ГИННЕССА
    в 1995 году Светлана Архипова показала скорость 62500 зн./мин., прочитала 47 страниц книги за 1 минуту 55 секунд и ответила на 9 из 10 контрольных вопросов "
     

    Вложения:

    • Clipboard02.png
      Clipboard02.png
      Размер файла:
      4,7 КБ
      Просмотров:
      184