1. Этот сайт использует файлы cookie. Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie. Узнать больше.

Аппаратное изменение линейной функции

Тема в разделе "Научные вопросы", создана пользователем Pashtet, 20.02.14.

  1. Pashtet

    Pashtet Активный участник

    20.348
    103
    Уж не знаю, в этот ли раздели поместить, но думаю, к науке это чуточку ближе. Хотя, по началу, больше в технический раздел склонялся...
    Есть техническая задача, но для ее решения - нужен совет из области мат. анализа. А его, я уже ОЧЕНЬ плоховато помню :shuffle:
    Сразу прошу, не давать советы - купить новое, дорогое, более лучшее и т.д.
    Хочется сделать именно это и именно так :)
    -----------------------------------------------------------------------------
    Суть - есть компьютерный руль с педалями. С рулем все гуд. Все регулируется, в том числе, и чувствительность... (на аппаратно программном уровне).
    А с педалями ситуация хуже. Слишком высокая чувствительность. Грубо говоря, газ с 0 до максимума поднимается за треть хода педали. Смещение оборот резистора можно только сдвинуть момент начала газа. Каких-то более подходящих резисторов не нашел.....
    Пришел в выводу, каким-то образом изменить линейное поведение переменных резисторов, что бы раздвинуть функцию во времени, пусть и с искажениями.
    Но для этого, нужна мат модель, что бы уже по ней постараться что-то придумать :)

    Что бы не быть голословным, вот изображение того, что есть и что хочется...
    Чем ниже сопротивление, тем "больше газ" - ноль - полный газ :)
    Черная линия, это, условно, то, что есть... Сопротивление меняется линейно с углом.
    Красная линия - это программная отсечка. Сопротивление выше определенного порога не воспринимается.
    Синяя линия - это то, что смог придумать. Если добавить последовательно сопротивление, то можно получить подобную функцию. Rновое= (R*Rдоб)/(R+Rдоб)
    В принципе, меня это устраивает. Убираю мертвые зоны педали. Повышаю "плавность" в начале.

    Но хотелось бы получить, что-то похожее на желтый график. Т.е. плавное небольшое изменение в начале (на малых и средних углах). А в конце, резкий спад... Типа, 3/4 хода педали плавное, не большое изменение силы "газа". А в конце, резкий набор оборотов :)

    В общем, если у кого есть какие мысли, буду благодарен :)
     

    Вложения:

  2. Redrik

    Redrik Активный участник

    14.021
    0
    Pashtet, на операционном усилителе есть простая типовая схема меняющая наклон амплитудной характеристики.

    Грубо говоря, операционник выдает токовую либо амплитудную характеристику на выходе, КАК БУДТО на этом месте стоит потенциометр (выход по напряжению) или, другой вид схемы на операционнике - как будто стоит переменный резистор (выход по току).

    Погугли сам. Если мне не изменяет память, такие схемы называются "схемы замещения". Деталей там используется две с половиной штуки. Собирается на коленке за полдня. Вся фишка в правильном расчете компонентов (расчет нужного наклона характеристики), который не сложнее чем "дважды два четыре".
    Единственное условие - как ты понимаешь, на операционник надо подать питание.
    =======

    Однако, лично я, рекомендовал бы просто найти другой потенциометр.
     
  3. С.Н.

    С.Н. Новичок

    55
    5
    Если я все правильно понял, то :
    1. Раз с переменным резистором сделать ничего нельзя, то можно попробовать организовать изменение опорного напряжение на переменном резисторе. Скорее всего придется еще один переменный резистор ставить с механическим приводом ну туже педаль для регулировки опорного напряжения.
    2. Можно "красиво" решить вопрос если получить доступ к программе микроконтроллера "Руля". По идеи он там должен быть со встроенными АЦП. Можно будет любую закономерность откорректировать. Трудно, но наверное можно!
    3. Поскольку контроллер "Руля" все равно измеряет напряжение - обманите контроллер установив, еще один контроллер с АЦП и ЦАП в разрыв между переменным резистором и контролером "Руля". А там хоть синусоидальный закон зададите. Один день работы!
    4. Есть еще одна идея по проще, но нужна схема этого руля. Суть - добавить нелинейный элемент (стабилитрон или несколько последовательных диодов) между двумя ножками переменного резистора. Но необходимо будет добавить токограничивающее сопротивление в цепь опорного напряжения. Вы такое решение пробовали но с линейным элементом (параллельное соединение с резистором)
     
  4. Medved123

    Medved123 Активный участник

    914
    0
    В rudder обычно применяется потенциометр с характеристикой типа А(линейная) номиналом 100Е.
    Можно просто заменить его на потенциометр с нелинейной характеристикой, логарифмической или квадратичной. Их в продаже более, чем много. И проблема решится без всяких ОУ.
    Исчо дело в том, что руль был спроектирован, испытан и пущен в производство для щастливой и безпроблемной эксплуатации. То, что он у вас не работает таким странным образом, не факт, что дело в потенциометре. Это может быть или драйвер, или особенности игрушки, хз 100500 причин. Я бы для начала поменял реостат с типа А на тип С.

    ---------- Сообщение добавлено 21.02.2014 00:05 ----------

    Изменяет. Thrue story, bro

    ---------- Сообщение добавлено 21.02.2014 00:23 ----------

    Б-г с вами, это ж самый край - из области начал промэлектроники. Ноукой сдесь и не пахнет.
     
  5. Pashtet

    Pashtet Активный участник

    20.348
    103
    Да просто, была мысль. - Построения мат модели того, что хочется. А затем, уже на основе пассивных элементов организовать ее :)

    ---------- Сообщение добавлено 21.02.2014 11:05 ----------

    А вообще, все оказалось, не так просто :)
    Думал, что есть прямая зависимость от сопротивления, а оказалось, что ее нет....

    Грубо говоря. Если стоит родной потенциометр, то газ начинается от 27 кОм и плавно увеличивается до 0. Т.е. получается, что рабочий диапазон 27-0.
    Подключил параллельно второй потенциометр на 500К. Если его выставить на небольшие значения, что бы суммарное сопротивление было около 10Ком. То сработка педали начинается лишь с 5 кОм. Т.е. диапазон 5-0 получается....
    Как говорилось в одном мультфильме - "ни чего не понимаю, шеф...."

    ---------- Сообщение добавлено 21.02.2014 12:08 ----------

    И общий ход пидали наоборот сокращается, т.е. совершенно не так, как ожидал...
    Промерял напряжения на резисторах. В нулевой позиции (педаль не нажата) - напряжение одинаковое. Не важно, какое сопротивление. Вывод - там стоит какой-то управляемый источник напряжения. При включении руля, происходит типа автокалибровка. Устанавливается напряжение 2.4 Вольта на сопротивлении педалей.
    Дальше уже измеряется падающие напряжение на сопротивлениях. Видимо, это сделано, что бы можно было ставить потенциометры с большой погрешностью....
    Таким образом, добавляя параллельное сопротивление я своей цели не добиваюсь. :)
    Вывод - либо найти какие нибудь нелинейные потенциометры, что бы вначале ьыл резкий спад, а потом плавное движение к нулю. (такие вообще бывают?). Либо разбирать руль и смотреть, что там к чему. Может можно кок-то схемку изменить...
    В общем, задача превратилась чисто в техническую :). Тему можно от сюда переместить...
     
  6. Medved123

    Medved123 Активный участник

    914
    0
    http://www.guitar-gear.ru/index.php?p=jurn&id=23

    Просто купи на пробу пару потенциометров, номиналом 33К, один логарифмический, другой обратный, и попробуй. Всё должно получиться.
     
  7. mirsoft

    mirsoft Активный участник

    851
    1
    В старые-стародавние времена (как говорят в сказках) были. Если не изменяет склероз - линейные и логарифмические (тип А и тип В). Взять справочник по радиодеталям и глянуть.
     
  8. Medved123

    Medved123 Активный участник

    914
    0
    Да что ж их искадь? Это обратно-логарифмический, или квадратичный потенциометр, характеристика типа В. Они во всех магазинах деталюшек есть.
     
  9. Pashtet, Паша, там вообще потенциометр или реостат? И какой он хар-ки? А лучше схемку нарисуй того узла, который работает не так, как тебе хочется и готовься отвечать на вопросы.
    Пока я думаю, что, в принципе, тебе нормально насоветовали про резисторы с разными хар-ками. Я ещё могу от себя добавить, если там резистор в реостатном включении, можно между движковым выводом и одним из концов (на котором стоит движок при отпущенной педали) включить доп. резистор, который будет уменьшать скорость вывода реостата, но, к сожалению, такой способ не позволит выводить педалью реостат в ноль.
     
  10. Medved123

    Medved123 Активный участник

    914
    0
    omg
     

    Вложения:

    • hellraiser.jpg
      hellraiser.jpg
      Размер файла:
      9,7 КБ
      Просмотров:
      122
  11. Pashtet

    Pashtet Активный участник

    20.348
    103
    Да ладно, тему можно закрывать.
    Суть - там два переменный резистора подобного типа
    [​IMG]
    Модель его - фиг знает. ни каких опознавательных знаков. :)
    Вскрыл корпус руля - там ни чего интересного, только кросс плата. Все концы цходят в саму баранку. ЕЕ разбирать нет желания. (много шурупчиков :d)
    Единственное, что можно было определить, это то, что соединены они последовательно. Центр одного резистора объединен с краем второго. А между вторым краем второго и цетром первого - около 5ком.
    При этом, в зависимости от нажатой педали оно меняется незначительно (5-4.7 кОм)
    Если сажать параллельное сопротивление на переменные резисторы - дело бесполезное. Ибо при включении - девайс задает постоянный ток таким образом, что бы падение напряжение на резисторах было 2.4 Вольта.
    Единственное, что мог сделать - это посадив параллельный резистор на этот виртуальный (5 кОм) резистор - снизил его сопротивление до, чуть менее, 1 кОм.
    В итоге, сдвинуть начало хода педали не удалось (есть холостой ход педали в начале). Зато удалось максимизировать ход педали в конце. Полный газ - только при "тапке в пол" :). При этом характеристика стала (на глаз) более пологой и резкий спад, уже ближе к самому концу (нулю сопротивления).

    В общем и целом - цель достигнута. Можно регулировать газ, более-менее нормально :).
    Больше этим, думаю, заниматься не буду. не стоит оно того. Понравиться детю, тогда в будущем куплю ему просто нормальный девайс типа логитеч G25/27. :)
     
  12. Pashtet

    Pashtet Активный участник

    20.348
    103
    Схема, типа того :
     

    Вложения:

  13. Pashtet, где два резистора, как их валы приводятся в движение, в общем ничего не понятно, поскольку ты сам не особо разобрался, а я не телепат. Ты проблему почти решил, тебя устраивает, ну и хорошо.
    То, что сажать параллельно резистор не имеет смысла, это я понял. Вообще же для считывания положения вала переменного резистора существует большая гора разных методов, что я обычно при возникновении таких вопросов, как передаточная хар-ка, плотно изучаю схему, да желательно с осциллографом (ибо половина методов базируется на измерении постоянной времени RC с вытекающими отсюда последствиями). Я, честно говоря, в удивлении, что ты этот вопрос так бедно исследовал. Но всё хорошо кончилось, и ладно.
     
  14. Pashtet

    Pashtet Активный участник

    20.348
    103
    Для данной задачи не имеет значения. Зависимость вращения - линейна, в зависимости от нажатия педали.
    Собственно, как здесь...
    [​IMG]
    [​IMG]
    Да смысла на это тратить нет. Нужен был простой способ чуток подкорректировать работу устройства. Брал за 650 рублей с рук :).
    Как я понял, там идет "автокалибровка" при включении. Подается ток, для стабилизации заданного напряжения - 2.4 Вольта. Затем лишь снимаются показания напряжения, которые отвечают за степень нажатия педали.