Самое универсальное ЭФР - это 35-40 мм, т.е. реальное фокусное на кропе 1.5 должно быть 23-28 мм. Многие считают классикой почему-то 50 мм, но это слишком узко для целого множества применений. 35-40 мм, с одной стороны, ещё не слишком сильно "искажает" перспективу (почему слово взято в кавычки - см. выше), с другой - позволяет делать кадры в большем количестве ситуаций. 50 мм - это ближе к классическому грудному портрету. Если захочешь взять пошире, то бегать придётся, да и не всегда это возможно. С другой стороны, делать тупые хедшоты на 50 мм гораздо проще, чем на 35 (а на 85 проще, чем на 50, а на 135 проще, чем на 85 и т.д.) Опять же, что понимать под универсальностью? Возможность делать разноплановые и разносюжетные кадры или только портреты различного масштаба? Если только портреты, то, возможно, лучше прибить гвоздями 50 (т.е. 33 на кропе) или даже 60 (реальное фокусное 40) мм. Например, минольта делала в своё время этакие "длинные полтинники" - 58 мм. Знаменитый гелиос-44 - из той же серии. Кенон сейчас сделал блинчик 40 мм. На кропе это даёт 64 мм - очень даже неплохо для сюжетных портретиков. Чтобы понять, как работает то или иное фокусное, надо потратить сколько-то времени. Например, можно залезть на flickr, скачать кучу хороших картинок, разложить в папочки по ЭФР, потом листать и запоминать, как это всё выглядит. Я именно таким способом изучал ЭФР 28 мм. Хотел понять, что это вообще такое, и с чем его едят. Если посмотришь внимательнее на цифры, то вопрос сам собой отпадёт Реальное фокусное 18, эффективное, соответственно, 27. Кадр доступен 6-мегапиксельный, в полном разрешении, так что кадрирования не было.
Углом обзора Если от человека можно подальше отойти, то при съемке улицы или пейзажа это сделать будеть затруднительно