1. Этот сайт использует файлы cookie. Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie. Узнать больше.

Черно-белая пленка на пальцах

Тема в разделе "Пленочная фотография", создана пользователем DimasShishkin, 09.12.11.

  1. DimasShishkin

    DimasShishkin Активный участник

    1.501
    0
    Нашел интересный материал написанный человеком, который работал инженером Кодака и разрабатывал пленки. На пальцах объясняет некоторые вещи о пленках.

    Перевожу.
     
  2. Apricot

    Apricot Активный участник

    5.754
    36
    Вот ты интриган! ;)
    Ждемс!
     
  3. Akvilon

    Akvilon Активный участник

    6.901
    0
    DimasShishkin, а можно в оригинале тоже запостить? Или ссылочку. Думаю, подавляющее большинство здесь читает на английском.
     
  4. DimasShishkin

    DimasShishkin Активный участник

    1.501
    0
    Блин, я даже теперь боюсь не обману ли я ожидания......

    ---------- Сообщение добавлено 09.12.2011 23:05 ----------

    Рон Моури
     
  5. DimasShishkin

    DimasShishkin Активный участник

    1.501
    0
    Короче не буду переводить дословно. Напишу своими словами, что ценного увидел в этом тексте.

    Года два, в тот момент когда я только начинал заниматься черно-белой фотографией, ощущался довольно плотный информационный вакуум. Ну конечно теперь я понимаю где и как находить необходимую информацию и как ей пользоваться. Тогда не было не только ясности, но и понимания нафига вообще что-то находить. Т.е. как проявить, и как напечатать каждый мог сказать. А как что то делать хорошо - с этим полная жопа...... С того времени утекло два года. Чего то там потихоньку начало получаться вменемое, но самое главное, технически можно сказать, что наконец-то найдена информация которая позволяет вообще хоть как-то привязаться к чему-то. Конечно тут написано далеко не все. Более того, очень много информации я прочитал кроме этого, но думаю впервые этим человеком было просто и понятно связаны в кучу самые основы черно-белой фотографии, и основа того, что называется эстетикой черно-белой фотографии.

    Основа - правильный контраст. Вернее, он не может быть единственно "верным". Все таки фотография это изобразительное исскуство которое базируется на законах зрительного восприятия, которые достаточно субъективны. Плюс настроение человека, предпочтения, сюжет, и прочее, прочее, прочее. Но должен быть якорь, какая-то классическая точка которая связывает воедино глаз-отпечаток-негатив-картину_увиденного фотографом.
    Начать скорее всего стоит с отпечатка.
    В принцепе теперь окончательно ясно то, зачем же всетаки нужны эти идиотические характеристические кривые пленки, да еще и в логарифмических еденицах. Все просто. Природа восприятия в общем и зрение в частности имеет логарифмическую природу. Это с одной стороны. С другой стороны материалы по физическим причинам имеют так называемые "палец" и "плечо". В течении многих лет на основании исследований разработчиками пленок был сделан вывод о том, что отпечаток воспринимается "реалистично", если он имеет гамму в средних тонах равную 1,5 ед., при этом пик будет равен 1,7 ед..


    Далее обычная арифметика. Контраст отпечатка будет равен контрасту негатива умноженному на контраст бумаги.... Прекрасно. Понимая это очевидно что наиболее рациональный способ достить хорошего отпечатка это начать с негатива. Характеристическая кривая которога имела бы линейную форму и ее длинна перекрывала бы широту печати. Это дает возможность в печати использовать линейную часть негатива, и предоставляет довольно значительную широту.
    Зная это, можно сделать кривую негатива имеющую максимальную плотность 3,0, а минимальную плотность ограничивающуюся только подложкой. При этом наклон должен быть 0,5-0,8. Наилучший результат достигается при 0,6-0,7. В настоящий момент, поскольку объективы и камеры имеют низкий коэффециент светорассеяния оптимальный наклон кривой 0,5-0,6.

    Возвращаясь назад к уравнению, и зная что контрастность сегодняшних бумаг равна 2,5 (т.е. это относительно сильная реакция на изменение интенсивности экспозиции) получаем 1,5 (оптимальная степень контраста отпечатка в средних тонах) = 0,6 *2,5.

    Все. Арифметика сошлась. Отсюда очевидно почему производители разрабатывают связки пленка-проявитель-бумага-проявитель. Отсюдаа очевидно, по каким причинам они хотят, что бы люди пользовались этим. Отсюда очевидно почему существует мнение, что не столько важна необыкновенная бумага, а более важна степень попадания в контраст. Отсюда очевидно почему Fine-Art фотографы занимаются тем, что изучают поведение своих материалов. И многое другое.

    Добалю, что скорее всего проявители так же разрабатываются под то, что бы давать оптимальное соотношение тональности, разрешения, резкости, зернистости, в тот момент когда восходящая ХК-пленки занимает положение равное наклону 0,6ед.

    В своем быстром наброске я не провожу паралелли с тем, почему обычно те, кто печатает оптически не любят сканировать отпечатки. Почему те кто печатает оптически и может делать это хорошо, не стремятся сканировать пленку.
    И думаю что данный материал конечно будет иметь актуальность и для цифры, поскольку законы восприятия везде одинкаовы. Физику не обмануть.
     
  6. DimasShishkin

    DimasShishkin Активный участник

    1.501
    0
    В дополнение к тексту вот интересная диаграмма показывающая отношение объект-негатив-отпечаток.
    Я думаю, что если кто-то заинтересуется черно-белой фотографией, то эта информация послужит отличныв введением в раздел черно-белой фотографии именуемый на английском языке лаконичным словосочетанием "Tone Reproduction".
    Обычно нифига непонятно когда кто-то тебе говорит о необходимости калибровки черно-белого процесса. Сидишь и думаешь что калибровать? С чего начинать? И самое главное - нафига это вообще надо...... Или о том,что негатив ХК негатива, должна вписаться в ХК отпечатка. Сидишь и думаешь куда тебе вписывать, что вписывать, и опять таки нафига это надо...... Думаю из моего вольного перевода интересующимся возможно что-то станет понятно. В том числе почему ни один серьезный человек который основательно подходит к процессу печати не отдаст свои черно-белые негативы в фотолабораторию.
     

    Вложения:

  7. DimasShishkin

    DimasShishkin Активный участник

    1.501
    0
    Потратил на изложение часа полтора. Буду рад, если кто-то сочтет эту информацию полезной.
     
  8. Digger34

    Digger34 Активный участник

    2.365
    68
    DimasShishkin, спасибо:beer:, интересно почитать, полтора часа не зря потратили
     
  9. Akvilon

    Akvilon Активный участник

    6.901
    0
    DimasShishkin, спасибо. Не могу сказать, что мне это было нужно - все-таки я не пленочник. Но было интересно, как минимум.
     
  10. UncleSam

    UncleSam Активный участник

    11.866
    7
    Дим, не палец и плечо, а недодержка и передержка. Multitran.ru
     
  11. DimasShishkin

    DimasShishkin Активный участник

    1.501
    0
    Незачто.

    Неправильно ты говоришь Дядя Фёдор..... (Это из мультика про Простоквашино).
    Термины "toe" и "shoulder" это общепринятая терминология обозначающая две части характеристической кривой. Точно происхождение этих терминов не знаю, но палец (toe) или стопа, или подошва - кто как говорит, обозначает восходящую часть ХК пленки до ее прямолинейного (сравнительно прямолинейного участка). А плечо (shoulder) обозначает верхнюю часть характеристической кривой. То место, где она опять меняет направление с относительно прямолинейного.

    Термины недодержка и передержка лично я считаю некорректными.
     
  12. DimaP

    DimaP Активный участник

    9.822
    0
    DimasShishkin, употребляются также термины "область недодержек" и "область передержек".

    И кстати, насколько помню, человек таки имеет не линейную хк восприятия контраста сцены, у его хк точно так же есть и палец и плечо.
     
    Последнее редактирование: 14.12.11
  13. UncleSam

    UncleSam Активный участник

    11.866
    7
    Лично мне это нравится в разы больше, чем палец и плечо. Может, потому что я русской спец. литературы не читал и мне эти термины не кажутся знакомыми или устоявшимися.
     
  14. DimasShishkin

    DimasShishkin Активный участник

    1.501
    0
    Да я не против.....
    Психологи утверждают что логарифмическая. Видимо дизайнеры пленок в том числе и поэтому используют логарифмическую систему отсчета ХК пленок.

    P.S. вопрос в том надо ли это знать или это лишняя информация и надо просто брать и пользоваться тем, что есть.
     
  15. DimaP

    DimaP Активный участник

    9.822
    0
    Да нет, просто удобно в логарифмических зависимостях использовать логарифмические шкалы - там график можно прямой нарисовать. В пленке это зависимость плотности от экпонирования. Стопы (EV) сами по себе логарифмические, поэтому они на одной из осей.
    То что логарифмическая зависимость и там и там - видимо причиной тому химический способ регистрации света.
    У пленки палец и плечо присутствует уже на логарифмическом графике, т.е. там зависимость не лагорифмическая, а скорее степенная в пальце (растет быстрее) и гиперболическая в плече (растет медленнее). Области соляризации не берем:)
     
  16. DimasShishkin

    DimasShishkin Активный участник

    1.501
    0
    Кажется понял о чем ты. Если мы совместим на одной шкале в сопоставимых единицах (Логарифмические) и ХК пленки и ХК глаза, если честно фиг знает что получится..... То, что ты хотел сказать о том, что глаз как и пленка в крайних областях имеет такую же стопу и плечо я понял.

    ВОпрос как всю эту науку привязать к самому главному - эстетическому восприятию отпечатка..... Вот почему мне понравилось то, что написал Рон. Он явно начал с того, что для правдоподобного восприятия изображенного на отпечатке - необходимо обеспечить такой-то контраст в области средних тонов..... Правдоподобное это уже шаг, хотя это не синоним "лучшее", или "наиболее эстетически выгодное" или "аффигеть какое клевое". Но по крайней мере это заставит посмотреть на черно-белое изображение как изображение с правдоподобным контрастом.