1. Этот сайт использует файлы cookie. Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie. Узнать больше.

Закон "Об основах социального обслуживания населения"

Тема в разделе "О жизни", создана пользователем Рози, 25.09.11.

  1. Рози

    Рози Активный участник

    10.071
    5
    Источник: http://a-grrr.livejournal.com/103579.html

    Поддержите права семьи в обсуждении нового законопроекта о соцобслуживании!

    Новый базовый закон о социальном осбслуживании представлен в настоящее время для официального общественного обсуждения на сайте Общественной экспертизы правительственного проекта Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в РФ» (http://s.zakon-fom.ru/).

    К сожалению, законопроект содержит нормы, которые в современных условиях могут стать угрозой для семьи. В связи с этим мы просим всех поддержать наши предложения, направленные на устранение этих угроз. Делать это надо срочно, осталось всего 11 дней до конца обсуждения. Как это сделать, рассказано ниже.

    Краткие пояснения

    Сегодня, к сожалению, не редкость, когда под предлогом оказания социальной помощи оказывается давление на семьи и родителей, осуществляется нарушение неприкосновенности семейной жизни. Оказание социальной помощи используется как основание для сбора информации о частной и семейной жизни граждан без их согласия, привлекает внимание к «неблагополучным» семьям, ведя к широкому вмешательству в жизнь семьи, вплоть до отобрания
    детей на неправомерных основаниях, в связи с бедностью семей, комплексными социальными последствиями бедности.

    В этих условиях любые расплывчатые формулировки, позволяющие отнести семью к какой-либо «особой категории», объявить ее неблагополучной, представляют серьезную угрозу для жизни семей в России. Предельно необходимы и актуальны нормы, гарантирующие добровольность получения социальной помощи и запрет на какое-либо преследование семьи в связи с отказом от нее.

    К сожалению, правительственный законопроект не устраняет существующие угрозы, а добавляет к ним новые. Только реакция общественности, родительских общественных объединений может исправить эту ситуацию.

    В предлагаемом законопроекте Ст. 3 п. 5 объявляет принцип добровольности выбора социальной услуги или отказа от ее предоставления. Однако этот принцип остается неэффективной декларацией, поскольку конкретные нормы, направленные на его реализацию, не гарантируют его осуществление.

    Так, п. 1 ст. 8 указывает: «Социальные услуги предоставляются на основании добровольного согласия гражданина (семьи), либо его законного представителя». Однако, п. 2 той же статьи гласит: «Граждане (семьи), либо их законные представители, имеют право отказаться от предоставления социальных услуг. В случае отказа от социального обслуживания гражданам (семьям), либо их законным представителям, разъясняются возможные последствия принятого ими решения». Эта формулировка может использоваться для оказания серьезного давления на семьи в случае отказа от социального обслуживания.

    По мнению МОО «За права семьи», эта ситуация может быть исправлена лишь путем внесения в законопроект четкого запрета на любое преследование граждан или ограничение их прав в связи с отказом от социального обслуживания или конкретных социальных услуг.

    Особую тревогу вызывает подпункт 3 пункта 2 статьи 12 законопроекта. Он предусматривает признание граждан (семей) находящимися в трудной жизненной ситуации в случае семейного неблагополучия: «семейное неблагополучие (конфликты, жестокое обращение в семье, асоциальное поведение детей и/или родителей)». В соответствии с п. 1 той же статьи они становятся, в силу этого, субъектами социального обслуживания. При этом не предусматривается необходимость согласия граждан для признания их находящимися в трудной жизненной ситуации.

    Указанные формулировки являются, на наш взгляд, опасными, угрожают неприкосновенности семейной жизни, и должны быть признаны коррупциогенными факторами в соответствии со ст. 1 п. 2 Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Кратко – это означает, что они допускают неоправданно широкие пределы произвольного толкования исполнителями – чиновниками и социальными работниками.

    Введение в правовое поле понятия «семейное неблагополучие», сопровождающееся очень расплывчатым раскрытием этого понятия – является опасным нововведением. Фактически, в силу приведенного определения, любая семья может быть подвергнута стигматизации и получить ярлык «неблагополучной». В самом деле, понятие «конфликты в семье» – является крайне широким. Вероятно, нет ни одной семьи, в которой, время от времени, не возникают те или иные конфликты, в частности – детско-родительские. Понятие «жестокое обращение» не имеет, в настоящий момент, четкого юридического определения. Под воздействием ряда международных организаций, деятельность которых носит очевидный антисемейный характер, в результате деятельности ряда российских «экспертов», работающих при поддержке этих организаций, это понятие в практике получает все более и более широкий характер, охватывая собой многочисленные проявления нормальных, отвечающих интересам ребенка детско-родительских отношений. Появляется практика признания «жестоким обращением» и «неисполнением родительских обязанностей» действий родителей, просто реализующих их естественные и предусмотренные действующим законодательством права. Наконец, понятие «асоциальное поведение» вовсе не имеет юридического определения и, фактически, под него могут быть подведены любые действия родителей и детей, вызывающие недовольство или несогласие соответствующих органов (например, усиленно религиозная жизнь семьи, выбор ею внешкольных форм обучения детей, устройство быта и уклада семьи в соответствии с национальными традициями).

    Таким образом, в соответствии со ст. 12 п. 2 законопроекта, любая семья может быть отмечена ярлыком «неблагополучной», что может повлечь вмешательство в жизнь семьи, нарушение общепринятого принципа презумпции добросовестности родителей, нанесения ущерба репутации, доброму имени и достоинству семьи и ее членов.

    Понятия «семейное неблагополучение» и введение понятия «асоциальное поведение» – это «новинки» законопроекта, в действующем законодательстве их нет. Вместо исправления и устранения нечетких формулировок действующего закона, таких как «жестокое обращение» и «конфликты в семье» (ст. 3 п. 4 действующего Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в РФ), законопроект дополнил их новыми расплывчатыми и коррупциогенными формулировками, угрожающими российским семьям. По нашему мнению, это должно быть исправлено.

    Для этого следует включить в ст. 12 положение о том, что граждане могут быть признаны находящимися в трудной жизненной ситуации только с их согласия (согласия их родителей или иных законных представителей). Исключением могут быть только случаи совершения в семье в отношении несовершеннолетних или иных граждан преступлений и административных правонарушение, установленных правомерными решениями суда и иных органов, вступившими в законную силу. Следует исключить из ст. 12 расплывчатые и коррупциогенные формулировки «семейное неблагополучие», «конфликты в семье», «жестокое обращение», «асоциальное поведение».

    Межрегиональнаяобщественная организация «За права семьи» сформулировала соответствующие предложения на сайте общественного обсуждения и просит вас поддержать их! Мы будем стараться оказать общественное влияние на дальнейший ход рассмотрения законопроекта.

    Для того, чтобы поддержать наши важные предложения, защищающие семью, осталось только 11 дней. К сожалению, сроки общественного обсуждения столь важного законопроекта вообще установлены были недопустимо малые.

    Что следует сделать:

    Пожалуйста, не пожалейте сил и времени и осуществите следующие шаги:

    Шаг 1: Как можно быстрее распространите эту информацию как можно шире.

    До конца «общественного обсуждения» осталось всего 11 дней. Распространите эту информацию сразу, не дожидаясь завершения следующих шагов, чтобы люди успели начать действовать как можно быстрее.

    Очень важно, чтобы больше людей получило эту информацию. Только сообща мы можем влиять на принимаемые законодателями решения.

    Шаг 2: регистрация на сайте общественного обсуждения.

    Чтобы зарегистрироваться на сайте, необходимо пройти по ссылке http://s.zakon-fom.ru/user и заполнить вопросы анкеты. Важно указывать правильные данные.

    ВАЖНО:
    Вы не сразу сможете комментировать предложения и голосовать за них. Дождитесь, когда Вам предоставят статус «писатель». Это делается в рабочее время и обычно занимает несколько часов. Проверяйте сайт, пока не получите этот статус.

    Шаг 3: проголосуйте по предложениям и оставьте свои комментарии.

    Необходимо проголосовать ПРОТИВ (нажимая кнопку «Возражаю») тех редакций ст. 8 п. 2 и ст. 12 п. 2, которые сейчас имеются в законопроекте и проголосовать ЗА (нажимая кнопку «Согласен») те редакции, которые предложены МОО «За права семьи», если Вы с ними согласны. После этого, если пожелаете, оставьте свои комментарии по поводу положений законопроекта.

    Для этого, после регистрации и получения статуса «Писатель», воспользуйтесь следующими ссылками:

    Голосуйте ПРОТИВ (нажимаем кнопку «Возражаю» под редакцией основного текста – он сверху):

    * http://s.zakon-fom.ru/book/node/complex/372 (ст. 8 п. 2)
    * http://s.zakon-fom.ru/book/node/complex/434 (ст. 12 п. 2)

    Голосуйте ЗА (нажимаем кнопку «Согласен» под редакцией):

    * http://s.zakon-fom.ru/book/node/757 (ст. 8 п. 2 с запретом преследования граждан за отказ от социального обслуживания)
    * http://s.zakon-fom.ru/book/node/756 (безопасная для семьи редакция ст. 12. п. 2)

    Мы будем благодарны также всем, кто оставит свои комментарии с критикой существующих текстов статей и поддержкой наших предложений.

    От имени всех российских семей Межрегиональная общественная организация «За права семьи» благодарит Вас за действия, направленные на защиту семьи в России.