1. Этот сайт использует файлы cookie. Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie. Узнать больше.

Современная промышленность России

Тема в разделе "О жизни", создана пользователем WadikBOSC, 21.02.11.

  1. WadikBOSC

    WadikBOSC Активный участник

    10.994
    7
    ПОСТСОВЕТСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ: ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ ДИАГНОЗ (Иван Лещинский)
    Не так давно мне пришлось принимать участие в инвентаризации цеха. Просматривая перечень всего оборудования, которое когда–либо было установлено на участках, я окончательно убедился в том, что действующее производство (одно из самых «продвинутых» в современной России) в сравнении с советским периодом представляет собой не более чем скудные остатки – от былых производственных мощностей сохранилось лишь 10–15%.

    Злокачественность фундаментальных изменений российского общества за последние двадцать лет уже давно представляется мне бесспорной. Их основные результаты общеизвестны: гигантское социальное расслоение, массовое одичание и вымирание населения, деиндустриализация и прочее. Многое уже было написано о деградации культуры, демонтаже систем высшего образования, здравоохранения, социального обеспечения. Однако именно масштабы и тотальность разрушения российской (строго говоря, советской) промышленности, на мой взгляд, обществом в полной мере еще не осознаны. Именно поэтому в своей статье я считаю необходимым разоблачить некоторые распространенные на этот счет иллюзии.

    Разумеется, инженер–технолог отдельно взятого металлургического завода просто не может обладать всеми требуемыми для таких обобщений данными. На это я и не претендую. В моем распоряжении – лишь собственный производственный опыт и информация, полученная от коллег. Определенную вескость этим сведениям может придать следующее обстоятельство: ключевыми заказчиками моего предприятия (фактического монополиста по выпуску определенной номенклатуры изделий) являются заводы авиационной и ракетно–космической отраслей промышленности, а также множество машиностроительных заводов с различной специализацией, а поставщиками – ведущие металлургические комплексы России. Разумеется, на некоторых из них довелось побывать и автору этих строк.

    Полагаю, будет вполне уместным в основном вести речь об одном из наиболее благополучных и прибыльных заводов России. Нетрудно представить, что творится на менее рентабельных предприятиях.

    Пусть другие дополнят и исправят высказанные здесь тезисы и предположения.

    Начать нужно, конечно, с материальной базы тяжелой промышленности. Общеизвестно, что подавляющая часть действующих производств унаследована с советских времен и с тех пор не подвергалась никаким сколько–нибудь значительным изменениям и усовершенствованиям. Однако говорить даже о растраченном наследии в данном случае вряд ли уместно – сейчас речь стоит вести скорее об обломках и развалинах в прямом значении этих слов. Любой станок или машина требует регулярного ремонта и замены по истечении определенного срока. Между тем, в России с начала 90–х годов огромное число единиц оборудования было законсервировано или не ремонтировалось вовсе, еще большее – попросту уничтожено, разобрано на запчасти или превращено в металлолом. Оставшаяся (весьма, впрочем, незначительная) часть, насколько можно судить, находится ныне в довольно жалком состоянии. Весь ужас ситуации заключается в том, что зачастую оборудование просто невозможно отремонтировать, так как необходимые для этого запчасти взять неоткуда – завода–производителя больше нет. В моем цеху так произошло с парой советских станков с ЧПУ – они не подлежали ремонту из–за отсутствия возможности починить электронную систему управления (думаю, не стоит объяснять, в каком состоянии сейчас находится промышленная электроника в России). Пришлось целиком перейти на станки с ручным управлением – это, мягко говоря, явный регресс. Локальными оазисами, блещущими новыми технологическими линиями (напр., Выксунский листопрокатный комплекс), в масштабах России можно смело пренебречь. Тяжелому машиностроению в 90–е годы был нанесен смертельный удар; несомненно, по уровню производства станков, кузнечно–прессового и прокатного оборудования мы отброшены в 30–е – 40–е годы XX века. Никаких крупных закупок нового оборудования и, уж тем более, модернизации существующего производства среднестатистический завод произвести не в состоянии. Большинству заводов остается лишь доламывать старое.

    Не так давно мне пришлось принимать участие в инвентаризации цеха. Просматривая перечень всего оборудования, которое когда–либо было установлено на участках, я окончательно убедился в том, что действующее производство (одно из самых «продвинутых» в современной России) в сравнении с советским периодом представляет собой не более чем скудные остатки – от былых производственных мощностей сохранилось лишь 10–15%.

    На практике это означает, что большая часть пролетов цеха попросту пустует или заставлена заброшенными станками, машинами или даже целыми автоматизированными производственными линиями, назначение многих из которых мне (как и всякому недавно пришедшему на завод) абсолютно неизвестно. Эти мертвые груды железа производят гнетущее впечатление, напоминая порой осколки неведомой погибшей цивилизации.

    Модернизация в масштабах предприятия чаще всего носит частичный и неполный характер. Мы увидим далее, что даже когда для ее осуществления есть средства, она проводится совершенно бестолковым образом из–за нехватки подходящих для этого кадров (технологов, проектировщиков, конструкторов и пр.)

    Было бы логичным предположить, что сохранившиеся производственные линии хотя бы поддерживаются в более или менее исправном виде. Увы, это было бы слишком наивно. Напротив, они эксплуатируются зачастую совершенно варварскими методами. Основные причины такого отношения мы рассмотрим ниже; пока же добавим, что полноценный капитальный ремонт, как правило, проводится лишь в тот момент, когда оборудование попросту ломается, и это ставит под угрозу производство продукции – а значит, и получение прибыли собственником. Скажем, в моем цеху для остановки стана на месяц с целью проведения капитального ремонта пришлось составлять огромное количество бумаг за подписями всех ключевых специалистов завода, объяснявших, отчего за короткий промежуток времени увеличилось число несоответствующих заготовок, выпадов в брак, поломок узлов машины, и только после этого собственником было принято решение о плановом простое оборудования.

    С грустной улыбкой мне приходится выслушивать сентенции в том духе, что собственники наконец–то поумнели, повсеместно заботятся о развитии своих предприятий и т.п. Каждый день я вижу результаты подобной заботы. Развитие предприятия всегда должно быть связано (как минимум!) с увеличением производственных мощностей, модернизацией производства, расширением номенклатуры выпускаемой продукции, ростом численности персонала. В настоящее время в условиях практически полного отсутствия капиталовложений, идущих на обновление оборудования, и постоянно возобновляемой «оптимизации численности работников» говорить о каком–либо развитии несколько странно. Нужно иметь в виду, что для российских капиталистов эффективное извлечение прибыли совершенно необязательно связано с промышленным ростом или развитием предприятия, и заботой о перспективе. Более того, я осмелюсь утверждать, что долгосрочные крупные затраты для русских буржуа не очень–то выгодны. С учетом нестабильности российской экономики и степени коррумпированности российских чиновников, бизнесу гораздо выгоднее эксплуатировать по максимуму имеющееся оборудование, поддерживая определенный уровень прибыли, а за капиталовложениями и выгодными кредитами в случае насущной необходимости обращаться к государству. Рентабельность производства обеспечивают рабочие, мастера и технологи, умудряющиеся за мизерную зарплату, в тяжелейших условиях, на морально и физически устаревшем оборудовании производить конкурентоспособную продукцию (зачастую и на экспорт). Таким образом, в современной России эффективность менеджмента и компетентность собственника практически ни на что не влияют. Другое дело, что рано или поздно такому положению придет конец… Не будем забывать также о том, что в большинстве случаев крупная собственность попала в чьи–то руки после ряда сомнительных сделок или махинаций (проще говоря, законных собственников в России очень и очень мало) – следовательно, почти всегда в какой–то степени реальна возможность отъема предприятия бывшим владельцем, конкурентами или государством. И последнее – вполне возможно, наиболее дальновидные из числа капиталистов, чей бизнес не связан с добычей или транспортировкой сырья, уже осознали, насколько мрачны перспективы большинства отраслей российской промышленности, и потому не торопятся вкладывать в них свои «кровные».

    Разумеется, необратимые изменения коснулись не только состояния оборудования. В гораздо большей степени они затронули кадровый состав бывших советских заводов.

    Начнем с последствий крушения системы высшего технического образования. Важнейшим из них является тот факт, что за первое десятилетие после распада Советского Союза в условиях нехватки квалифицированных специалистов (в большинстве случаев нашедших работу не по специальности) производственные предприятия наводнились огромным количеством дилетантов, недоучек, невежд, а зачастую и откровенных проходимцев. С течением времени и в результате карьерного роста люди такого сорта заняли множество ключевых должностей (за редким исключением и, разумеется, не без «блата»).

    Последствия такой ротации кадров оказались, без преувеличения, катастрофическими.

    Мне уже приходилось писать о странных изменениях в структуре производственных предприятий, в результате которых «командные высоты» оказались в руках бездарных и бесполезных клерков, часто именуемых «офисным планктоном». Одновременно с этим вырождению и деградации подверглись основные заводские службы и отделы (производственные, технологические, конструкторские и ремонтные), унаследованные еще с советских времен. Вкратце суть указанных процессов такова: подразделения, ранее работавшие в тесной связи с основными и вспомогательными цехами, в настоящее время постепенно все более отстраняются от производственной деятельности, и по специфике своей рутинной канцелярской работы неизбежно тяготеют к «белым воротничкам», переполняющим офисы заводоуправления. Как ни странно, этому весьма способствует бездумное копирование западных стандартов управления предприятием (например, необходимость чуть ли не еженедельной разработки «липовых» мероприятий по «совершенствованию» производства, а также сотен документов и отчетов в рамках «системы менеджмента качества», нужных лишь для того, чтобы пройти какой–либо западный аудит, и прочее).



    целиком тут http://forum.fraza.ua/read.php?1,335151
     
  2. rr

    rr Активный участник

    8.829
    501
    И чему удивляться-то? Когда неизвестно, что будет завтра, как ещё должен себя вести вменяемый собственник? Он что - идиот, вкладываться в светлый завтрашний день, который, возможно, для него не наступит? Государство должно бы обеспечивать ту самую уверенность, чтобы была вера, что вкладываться сегодня - это обогатиться завтра. Пока этого нет, актуальной задачей всегда будет хапнуть сегодня, а там хоть трава не расти.
     
  3. Ту277

    Ту277 Активный участник

    6.245
    926
    Владимир, Вы это без комментариев и даже смайликов оставили.
    Мне искать реляции 26-го и 27-го съезда КПСС о молочных реках в кисельных берегах? :d
     
  4. Plus

    Plus Активный участник

    31.838
    3.554
    Владимир, уже были ссылки на этот сайт. Честное слово, молодцы, что кто-то что-то делает. Вопреки всему. Тем не менее, то, что должно быть нормой, преподносится, как достижения. Хотя, с учётом современных условий, это всё-таки достижения.
    Вы сами понимаете...
    "Второй полк систем ПВО С-400 поступил на вооружение российской армии" - в 80-х "Баррикады" в три смены пахали. Выражаясь словами Хрущёва, "ракеты пекли, как горячие пирожки".
    Ну и много аналогичного.
     
  5. Владимир

    Владимир Активный участник

    9.198
    1.385
    На мой взгляд это лучше, чем когда нормой является обсирание того, что должно быть нормой.
     
  6. Plus

    Plus Активный участник

    31.838
    3.554
    Владимир, вот тут согласен.
     
  7. Чик_Аттила

    Чик_Аттила Читатель

    4.637
    1
    Владимир, Вы до конца статью дочитали? Планка "достижений" будет падать и очень стремительно...
     
  8. WadikBOSC

    WadikBOSC Активный участник

    10.994
    7
    так и есть.
    Старые кадры уходят, новые не растятся.
    СПЕЦОВ рабочих настолько мало, что сварщику( "обычному") в Питере готовы платить 100000 р в белую в месяц.
    Грамотный технолог, на вес золота.А кто выходит из новой кузни говорить не надо.
     
  9. Владимир

    Владимир Активный участник

    9.198
    1.385
    ...Говорит нам Иван Лещинский.

    Вопрос: кто такой автор?
     
  10. Mix

    Mix Активный участник

    7.768
    0
    По-моему если участники дискуссии не работают на производствах где постоянно обновляется оборудование и увеличиваются производственные показатели, то это не значит что таких производств нету.
    А то тут уже были участники которые утверждали что в Волгограде промышленности нету.
     
  11. Чик_Аттила

    Чик_Аттила Читатель

    4.637
    1
    Владимир, фишка не в том, что ничего не производится. Фишка в том, что Россия стремительно теряет возможность что-либо происводить. И точка невозврата в этом процессе уже пройдена. Поздно восстанавливать что-либо, только заново всё создавать с нуля. А кто будет этим заниматься? Менеджеры с йуристами? А автор - инженер-технолог на металлургическом заводе. Не верите ему - сами посетите любое волгоградское предприятие.

    ---------- Сообщение добавлено 22.02.2011 08:55 ----------

    Так где же они есть, эти производства?
    Кстати, автор и не утверждает, будто ничего не обновляется. Но вот как это делается и к каким результатам приводит, обрисовано достаточно живописно и убедительно.
     
  12. Berman

    Berman Читатель

    9.319
    0
    удивился теме. ее просто нет. достаточно помониторить с месяцок рынок труда. требуются сплошные манагеры по продажам и эйчары
     
  13. Plus

    Plus Активный участник

    31.838
    3.554
    Помнится, лет 7 назад, мы с корешем покупали в кредит. Заполняли анкеты для получения этого кредита. Был раздел, где требовалось указать отрасль, где работаю. При том, что работаю электронщиком, так и не смог подобрать ничего более приличного, чем пункт "Строительство". То есть приборостроение, машиностроение, связь, электронная промышленность - даже не предусмотрены. Понятно, что это составляли манагеры со своим взглядом по этому вопросу. Но, как говорят нынче, "тренд" вполне понятен.
     
  14. Mix

    Mix Активный участник

    7.768
    0
    http://www.rusmet.ru/news.php?act=show_news_item&id=31725&sign=i - Металлургия.
    http://www.annpz.ru/compane.html - НПЗ-шка
    http://www.oilrusi.ru/ - еще НПЗ-шка
    Про Ростсельмаш надеюсь прочитали??
    А чем не устраивают производства иномарок российские?? Как ни странно и компонентную базу корейцы с фольксвагеном уже притащили, и штамповка есть и кузов варят.
     
  15. Plus

    Plus Активный участник

    31.838
    3.554
    Mix,
    Металлургия - всё понятно. Продукция агрофигенного передела. Не удивлюсь, что металл типа сталь-3 дешевше продавать, чем составы руды гнать в забугорье.
    НПЗ-шка. Это неплохо. Однако не раз писАли, что у нас выход бензина из нефтепродуктов в несколько раз ниже, чем в забугорье. Хорошо, если это, применительно к этому НПЗ не так.
    Ростсельмаш... В своё время комбайны клепали в три смены. Сам работал на Таганрогском комбайновом на практике студентом. Сколько сейчас комбайнов делают? В Таганроге могли за день до 40 комбайнов в сутки сделать. Плюс к этому унифицированными передними ведущими мостами комплектовали ВСЕ комбайновые заводы страны.
    Иномарки... Тут всем известно, что основная масса - это машинокомплекты. Разобранные машины. Этакая "ловкость рук - и никакого мошенничества" применительно к таможне. Степень локализации весьма низкая, к сожалению.
     
  16. Mix

    Mix Активный участник

    7.768
    0
    Нефтехим. производство - http://taneko.tatneft.ru/wps/wcm/connect/tatneft/taneko/istoriya/
    И еще одно - http://www.nknh.ru/

    ---------- Сообщение добавлено 22.02.2011 09:47 ----------

    Так может вы почитаете? Компания занимает 17% мирового рынка и 65% российского.
    В советское время всем было все равно куда его девать. На ВгТЗ план на смену был 110 тракторов, за сутки >260. Кому нужна и куда девать такую массу тракторов??
    Даже если и так, то как ни странно сборочное производство это тоже производство. Раньше там, теперь здесь. И как ни странно компоненты уже производятся в РФ и даже экспортируются.

    ---------- Сообщение добавлено 22.02.2011 09:50 ----------

    Жаль но в союзе даже этого не смогли сделать. Ну не было таких станов.
    В общем то Австралия совершенно спокойно экспортирует руду и не парится уровнем передела. Неплохо живут и не плачут что промышленность разваливается. Примерно тоже самое в Канаде.
     
  17. Plus

    Plus Активный участник

    31.838
    3.554
    Не удалось зайти на официальный сайт РСМ. По-видимому, данные из википедии взяты.
    Очень интересно:
    Касательно 65% отечественного рынка - охотно верю. Но 17% мирового рынка - не смешите мои тапочки, им и так плохо... Представляю: грубо говоря, 2000 комбайнов в год - это весь мировой рынок... :)
    Кстати, наши советские комбайны тоже были не редкость в забугорье. "Сосиськи сраны" (социалистические страны, по Брежневу) плотно сидели на них.
     
  18. Владимир

    Владимир Активный участник

    9.198
    1.385
    Обоснуйте.
    Демагогия из статьи ТС не совсем подходит, там поток сознания без единой цифры или ссылки.
    И, все-таки, очень хочется знать, кто такой Иван Лещинский, чье авторитетное мнение мы тут обсуждаем
     
  19. Чик_Аттила

    Чик_Аттила Читатель

    4.637
    1
    Владимир, Вы на любой завод зайдите и сами посмотрите.
     
  20. Plus

    Plus Активный участник

    31.838
    3.554
    Они ещё и на экспорт шли. В 70-е из окна было прекрасно видно железную дорогу (потом её закрыли новые дома). Постоянно шли длинные составы с тракторами. Было два цвета: красный и оранжевый. Не помню, какой из них экспортный, но и тех, и других было очень и очень много.
     
  21. Mix

    Mix Активный участник

    7.768
    0
    Дык в том то и дело что не википедию читать надо. 500 - это проектная мощность по новому разработанному роторному комбайну.
    Плохо представляется, но вообще говоря комбайны миллионами не выпускаются.

    ---------- Сообщение добавлено 22.02.2011 10:08 ----------

    На экспорт отдельная линия и отдельный план. То что я привел - это без экспорта. Впрочем экспортная линия рассчитанная на 25 тракторов за смену почти все время простаивала.
     
  22. Plus

    Plus Активный участник

    31.838
    3.554
    В 70-х точно не простаивала. И более 25 штук в день их провозили по железке - это точно.
     
  23. Mix

    Mix Активный участник

    7.768
    0
    Да понятное дело, всю Европу ДТ-шками завалили.
     
  24. Владимир

    Владимир Активный участник

    9.198
    1.385
    Скажем, ТВЗ?
    Кстати, там в наличии инженерные вакансии от 30 тыр (это Тверь, не Москва)
     
  25. Чик_Аттила

    Чик_Аттила Читатель

    4.637
    1
    Mix, а кроме Эуропы в мире нет никто?
     
  26. Mix

    Mix Активный участник

    7.768
    0
    В 70-х их насильно втюхивали восточноевропейским друзьям. Но те таки очень быстро от них открестились несмотря на уроки преподанные Красной Армией. Т.е. ну никак они не хотели их, потому как не подходили им ДТ-шки ни разу. Как ни странно был очень маленький экспорт в Канаду и Австралии, потому как у них просторы получше к нашим тракторам подходят. Только вот очень быстро даже экспортное качество перестало их удовлетворять. В 80-х экспортная линия стояла.
     
  27. Чик_Аттила

    Чик_Аттила Читатель

    4.637
    1
    Владимир, давно на паровозе катались?
    Ну, и так далее...
     
  28. Mix

    Mix Активный участник

    7.768
    0
    Ну так напишите кто же сотнями покупал наши трактора?? Их по децл засталяли брать Монголию и прочие Африки, причем реально это был не экспорт, а дружеская помощь, потому как СССР денег на этот экспорт тратил больше чем получал. И мал мал брали уже Канада с Австралией, но очень быстро этот поток закончился.
     
  29. AlTk

    AlTk Читатель

    10.692
    0
    для информации
     

    Вложения:

    • approvals.jpg
      approvals.jpg
      Размер файла:
      47,9 КБ
      Просмотров:
      535
    • labor.jpg
      labor.jpg
      Размер файла:
      58,9 КБ
      Просмотров:
      489