1. Этот сайт использует файлы cookie. Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie. Узнать больше.

Тестирование плёнки (для чайников)

Тема в разделе "Пленочная фотография", создана пользователем DimasShishkin, 28.12.10.

  1. DimasShishkin

    DimasShishkin Активный участник

    1.501
    0
    Вторая МЕГАПОЛЕЗНАЯ статья того же человека (http://eoa.livejournal.com/) теперь уже о том, как определить время проявления пленки и ее чувствительность.
    Конечно практически проводить такие же тесты не всегда есть желание, НО в целом все описанное как процесс чрезвычайно полезно.

    Кроме этого автор статьи проводит различные мастер-классы например по тонированию отпечатков.

    Многие фотолюбители проводят тест новой плёнки/проявителя просто снимая какой-нибудь стандартный для себя сюжет. После проявления плёнка рассматривается (и даже иногда сканируется/печатается) и на основе этого составляется умозаключение о светочувствительности и времени проявления.
    Мне кажется, так поступать, всё-таки, неправильно. Потому что даже стандартные сюжеты бывают разными по яркостным характеристикам (возможно, исключение составляет только работа в студии с привычными схемами освещения и контролируемым светом). А глядя на полученные негативы очень сложно определить, действительно ли захвачен весь возможный диапазон яркостей. И действительно ли достигнута нужная плотность почернений.
    Ещё большей, на мой взгляд, глупостью выглядит вынос результатов такого предвзятого тестирования в какие-нибудь популярные форумы и попытка установить результат теста в качестве эталона.



    Существует немало тестов для проверки характеристик плёнки. Начиная от «фабричных», требующих наличия дорогих или громоздких инструментов, вроде денситометра и оптической скамьи, заканчивая вполне «фотолюбительскими», для которых кроме серой карты, экспонометра, собственных глаз и некривых рук ничего не нужно.

    Методика тестирования, о которой я расскажу, безусловно, не является абсолютно универсальной. Но в отличии от тех, которые основанны на съёмке случайного сюжета имеет две точки привязки, позволяющие действительно проконтролировать правильность результатов.

    Тест будет работать правильно для большинства чёрнобелых плёнок общего назначения. Но может дать неверные результаты
    - при использовании инфракрасных плёнок (при съёмке за инфракрасным фильтром)
    - при использовании ортохроматических плёнок (например, Rollei ORTHO)
    - при использовании технических или аэрофотоплёнок, имеющих нестандартный контраст (например, Тип-17, Микрат, МЗ-3)
    - при использовании плёнок с давно истёкшим сроком годности и/или хранившихся в неподобающих условиях

    Используя этот тест я дважды выигрывал спор, правильно определяя реальную светочувствительность неизвестной мне плёнки и время её проявления в неизвестном (сделанном «на глазок») проявителе. :)
     
  2. DimasShishkin

    DimasShishkin Активный участник

    1.501
    0
    Теория (скучное разжёвывание, если неинтересно, можно перейти сразу к практике).


    У любой плёнки есть куча характеристик. Для этого теста самыми важными, пожалуй, являются три:
    1. Максимальная плотность
    2. Светочувствительность
    3. Контраст

    Вот эта картинка условно показывает график почернений на нормально проявленной плёнке.
     

    Вложения:

    • St-1.gif
      St-1.gif
      Размер файла:
      9,9 КБ
      Просмотров:
      106
  3. DimasShishkin

    DimasShishkin Активный участник

    1.501
    0
    По горизонтали — яркости сюжета, согласно зонной системе Адамса, а по вертикали — собственно, плотности почернений.

    Максимальная плотность — это плотность засвеченной плёнки. Чернее ничего быть не может. Сюда попало максимум света. Этот «самый чёрный» чёрный, впрочем, может быть и светлосерым (недопроявление). И угольно-чёрным, через который можно смотреть на солнце, не боясь ослепнуть (перепроявление). Сделав ряд тестов методом научного тыка можно определить, сколько времени проявлять до «нужного чёрного», рекомендуемого производителем. Это время и будет нормальным временем проявления.

    Минимальное почернение — место, которое смогло зарегистрировать минимум света. То есть, вполне возможно, что на плёнку воздействовал свет более слабой интенсивности. Но, к сожалению, он никак не смог подействовать на соли серебра и после проявления никакого почернения не создал. Это, собственно, так называемая «точка светочувствительности».

    Контраст — это условная величина — тангенс угла наклона линейного участка графика. Во время теста мы не будем его вычислять, поскольку при правильной экспозиции и нормально-стандартном проявлении подразумевается, что величина контраста будет лежать в допустимых и комфортных для печати/сканирования пределах автоматически.

    Средняя точка на графике — это плотность серой карты — некоего эталона.
     
  4. DimasShishkin

    DimasShishkin Активный участник

    1.501
    0
    Для лучшего понимания я нарисовал на картинке ниже условные графики перепроявленной и недопроявленной плёнок.
    Видно, что при недопроявке точка максимальной плотности находится слишком низко, и на негативе должна выйти слишком серой, а при перепроявлении, наоборот, почернение весьма сильное. Также, видно, что контраст (угол наклона графика) меняется: при недопроявлении плёнка неконтрастная (мягкая), а при перепроявлении — наоборот. Точка серой шкалы сдвинулась на соседнюю ступень, а вот «точка светочувствительности» осталась практически на месте.
    Возможно, кстати, для кого-то будет открытием тот факт, что перепроявление (push) или недопроявка (pull) на самом деле практически не меняют истинную светочувствительность. Меняется только светочувствительность в светах и контраст.

    Итак, подводя резюме: нам нужно понять, сколько времени проявлять плёнку для достижения нормальной, рекомендованной производителем максимальной плотности. А потом определить какое количество света создаёт минимальное почернение.
     

    Вложения:

    • St-2.gif
      St-2.gif
      Размер файла:
      11,5 КБ
      Просмотров:
      94
  5. DimasShishkin

    DimasShishkin Активный участник

    1.501
    0
    Практика

    Тест на время проявления.

    Первое, что будем тестировать — это максимальную плотность (максимальное почернение) негатива — зону, на которую попало максимум света при экспонировании. Эта характеристика зависит от времени проявления: чем дольше обрабатываем, тем чернее плёнка. Задача состоит в том, чтобы подобрать такое время проявления, при которой плотность достигнет величины, рекомендуемой производителем.

    Отправные точки для разных плёнок и проявителей можно посмотреть тут: http://www.digitaltruth.com/devchart.php

    Итак, отматываем из кассеты кусок в 12-15 кадров. И начинаем проявлять в выбранном проявителе. Всё делаем прямо на свету. :) Допустим, предполагаемое время проявления — 12 минут. Тогда примерно на 9-й, 10-й, 11-й, 12-й и 13 минутах очень быстро (буквально за 5 сек) достаём спираль, отрезаем примерно 2-3 кадра, кидаем их в стоп, а оставшуюся плёнку обратно в проявитель, проявляться дальше.
    Отрезанный кусочек после стопа промываем и фиксируем как обычно. В уголке острым предметом по эмульсии не забываем процарапать сколько минут проявляли (чтобы не перепутать). После фиксирования пару минут промываем и сушим.

    Примечание. Если бачок двухспиральный, удобней разрезать плёнку на куски по 2-3 кадра сразу, до обработки, а потом просто вынимать их.

    Проявитель должен быть свежий. Разбавление, температура и перемешивание растворов во время теста должно быть точно таким-же, как и при проявлении последующих, уже «нетестовых» плёнок.

    Отрезки плёнки, проявленные разное время на просмотровом столике.
     

    Вложения:

  6. DimasShishkin

    DimasShishkin Активный участник

    1.501
    0
    Теперь из пяти кусков нужно выбрать один с нужной максимальной плотностью. Чтобы визуально определить нужную максимальную плотность, я обычно делаю так:
    1. Кладу на стол лист чистой белой офисной бумаги и освещаю его настольной лампой.
    2. Замеряю экспонометром отражённый свет от бумаги.
    3. И меняя высоту лампы добиваюсь, чтобы экспозиция была около 13 EV (125/8 при ISO 100).
    4. Заменяю чистый лист на точно такой же, но с чётко напечатанным текстом размером примерно 12-14 пунктов.
    5. Через проявленные кусочки плёнки рассматриваю лист бумаги с текстом. Расстояние от плёнки до бумаги — 30-40 см, от глаза до плёнки — вдвое меньше.

    При рассматривании тестов нужно максимально исключить влияние паразитного света. Я для этих целей сделал трубку-тубус с прорезью для плёнки, выкрашенную изнутри чёрной матовой краской:
     

    Вложения:

    • Test-tube.jpg
      Test-tube.jpg
      Размер файла:
      31,1 КБ
      Просмотров:
      117
  7. DimasShishkin

    DimasShishkin Активный участник

    1.501
    0
    Критерий визуальной оценки плотности: текст должен быть еле-еле заметен, но ещё читаться.
     

    Вложения:

  8. DimasShishkin

    DimasShishkin Активный участник

    1.501
    0
    В нашем примере, допустим, что текст читается через куски плёнки, проявленные 9 и 10 минут, а через проявленные 11, 12 и 13 уже не виден. Это значит, что предполагаемое время обработки 12 минут было слишком большим, а «более правильное» время — 10. Понятно, что в случае более короткого или более длинного времени проявления квантование должно быть другим, не по минуте, а может по 3-5 минут или по 30 секунд. В последнем случае лучше проявлять каждый кусок индивидуально: иначе может быть слишком большая погрешность.

    Впрочем, кое-какую поправку ввести всё равно необходимо. Дело в том, что тест имеет меньшую длину, чем полный ролик, следовательно, проявитель медленней истощается. То есть, при проявлении целой плёнки для получения необходимой плотности нужно будет слегка увеличить время проявления. По моим наблюдениям в проявителях с временем проявления примерно до 15 минут поправка составляет около 5-7%. При использовании выравнивающих/сильноразбавленных проявителей с большим временем проявления и «ленивой» агитацией поправка уменьшается в два раза. А при «стоячем» проявлении или для двухрастворных проявителей вообще не нужна.
     
  9. DimasShishkin

    DimasShishkin Активный участник

    1.501
    0
    Тест на светочувствительность.

    Теперь, зная сколько нужно плёнку проявлять, можно протестировать её на светочувствительность. Обычно делаю так:
    1. Серую карту кладу на чёрную поверхность, таким образом, чтобы карта занимала 50-70% кадра, а чёрное поле всё остальное. Чёрное поле должно быть темнее серой карты на 2 ступени. С краю чёрного поля кладу что-нибудь белое, чтобы всегда можно было различить границы кадра. Поле съёмки должно быть освещено равномерным рассеянным светом, яркость и цветовая температура которого не должны меняться в течении теста.
     

    Вложения:

    • Field.gif
      Field.gif
      Размер файла:
      5,4 КБ
      Просмотров:
      108
  10. DimasShishkin

    DimasShishkin Активный участник

    1.501
    0
    2. Объектив с нормальным фокусным расстоянием устанавливаю на бесконечность (чтобы не было погрешности экспозиции при выдвижении объектива)
    3. Выставляю на экспонометре предполагаемую чувствительность плёнки (к примеру, 100 ISO) и замеряюсь по серой карте. Допустим, получилось 30/5.6. Теперь «переношу» экспозицию для серой карты из зоны V в зону I. То есть, изменяю выдержку/диафрагму на 4 ступени. То есть, 30/5.6 превращается в 250/8. Это базовая экспозиция. Значение выдержки должно лежать в диапазоне от 1/4 до 1/250 секунды, чтобы исключить влияние эффекта Шварцшильда.
    4. Отталкиваясь от этой базы снимаю 9 кадров с разными значениями, диапазон +/- 2 ступени, шаг — пол-ступени:
    1 кадр: 250/16 (недодержка 2 ступени)
    2 кадр: 250/13,5 (недодержка 1,5 ступени)
    3 кадр: 250/11 (недодержка 1 ступень)
    4 кадр: 250/9,5 (недодержка 0,5 ступени)
    5 кадр: 250/8 (базовая экспозиция)
    6 кадр: 250/6,3 (передержка 0,5 ступени)
    7 кадр: 250/5,6 (передержка 1 ступень)
    8 кадр: 250/4,5 (передержка 1,5 ступени)
    9 кадр: 250/4 (передержка 2 ступени)

    Если есть желание и позволяет техника можно установить шаг в 1/3 ступени, но на мой взгляд для данного способа тестирования это избыточная точность. Рекомендую пользоваться одной выдержкой, а менять только диафрагму: разные выдержки могут отрабатываться не совсем точно, кроме того, не все камеры позволяют менять выдержку с шагом 1/2 или 1/3. Если изначально нельзя предположить, какая может быть базовая светочувствительность (неизвестная или старая плёнка), можно расширить диапазон и снимать, например, +/- 4 ступени.
    5. Проявляю плёнку столько времени, сколько было определено предыдущим тестом (без поправки: ведь мы по-прежнему проявляем не целый ролик).
    6. Фиксирую, промываю, высушиваю.
     
  11. DimasShishkin

    DimasShishkin Активный участник

    1.501
    0
    Теперь, рассматривая плёнку напросвет надо найти кадр, на котором серая карта едва заметным почернением начинает появляться на прозрачном фоне. Выглядит это примерно вот так:
     

    Вложения:

    • Speed-point.jpg
      Speed-point.jpg
      Размер файла:
      25,9 КБ
      Просмотров:
      132
  12. DimasShishkin

    DimasShishkin Активный участник

    1.501
    0
    Допустим, в моём примере это произошло на 7-м кадре: передержка в 1 ступень от изначально выбранной светочувствительности 100 означает, что реальная светочувствительность получилась 50.

    Также, необходимо помнить, что плёнки имеют разную чувствительность к разным цветам спектра. Поэтому при использовании светофильтров или изменении цветовой температуры окружающего света чувствительность плёнки может измениться.

    Кстати, в случае тридцатишестикадровой плёнки после теста должна оставаться где-то треть. Которую можно потратить уже на съёмку какого-то осмысленного сюжета, чтобы оценить, например, передачу мелких деталей, изменение тональности при работе с фильтрами, величину поправки при съёмке с длительными выдержками и т.п.