1. Этот сайт использует файлы cookie. Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie. Узнать больше.

Взгляд на черно-белую фотографию как искусство

Тема в разделе "Пленочная фотография", создана пользователем DimasShishkin, 08.11.10.

  1. DimasShishkin

    DimasShishkin Активный участник

    1.501
    0
    Основная черта черно-белой фотографии это ее «черно-белость». Возникает сразу вопрос – «с какой целью можно отказаться от цвета?». Что можно приобрести, работая только с черно-белым изображением? Ну, вообще, с первого взгляда можно только проиграть. Казалось бы весь мир вокруг цветной. На помощь нам как впрочем, и в большинстве случаев приходит живопись, литература, кино…..

    Но сейчас не об этом. Начнем с выражения, которое все знают «Дефицит информации рождает слухи». Откуда это? Наверное, кроется это свойство восприятия глубоко в мозгу. Когда информации человеку не хватает, он ее домысливает. Т.е. в голове он создает образ. Образ, грубо говоря, это его представление о сложившейся ситуации. Так, например, в литературе автор почти никогда дотошно и скрупулезно не описывает каждого героя. Так в живописи почти все полотна прописываются так, как этого хочет автор, и всегда он отказывается от каких то второстепенных деталей, что бы выписать главное. Хотя, конечно есть исключения, когда некоторые полотна выписаны с «фотографической точностью».

    Черно-белая фотография – это сознательное создание дефицита информации, для того, что бы мозг человека заработал. Конечно не весь, а «фантазия». Даже когда черно-белая фотография содержит изобилие деталей, все равно она не содержит их достаточно. На первый взгляд это какой-то бред и чушь. Но это было бы так, если бы это был только плод фантазий автора строк.

    Но увы. Тогда неправ был великий Шекспир, апеллируя к нашей фантазии.

    В своем «Генрихе V»:

    Шекспир нам предлагает недостающее достроить. Хотя, более красноречивее нам скажет написанное под Шекспировой цитатой, на одной страничке в интернете:

    Можно сделать вывод, что таким образом отказываясь от цвета мы заставляем работать фантазию зрителя.

    Конечно, делать вывод о том, что в фотографии только черно-белое изображение есть то, что может быть искусством ошибочно. Тогда надо объявит «не-искусством» все остальное, причем не только цветную фотографию, но и кинематограф, и литературу, и музыку. Это было бы сумашествием.

    Черно-белая фотография может быть только инструментом создания образа. Отказ от цвета говорит только в пользу того, что его, т.е. «цвет», мы оставляем на совести смотрящего. Пусть тот, кто смотрит будет соавтором образа, он сам себе нарисует, и цвет если, надо будет.

    Вот что пишет очень красноречиво Оксана ЛОКТЕВА, кандидат педагогических наук о искусстве в общем и о живописи в часности:

    Таким образом, стремясь к конкретизации изображенного на фотографии сверх того, что требуется для передачи образа, мы каждый раз лишаем зрителя права на его собственное понимание изображенного.

    Очень показательны с этой точки зрения приведенные в топике про ВОВ фотографии

    http://www.forum-volgograd.ru/showpost.php?p=3204170&postcount=2

    Их качество продиктовано обстоятельствами, но честно говоря, сомневаюсь что если бы к ним добавить современное качество они что то от этого выиграют.

    Тут уместно вспомнить «Штирлица», которого раскрасили. По-моему, очень противоречивый ход. По крайней мере по тому, что у каждого из нас свой образ Штирлица, и не всегда он раскрашен в памяти так как в этом «цветном» кино.
     
    Последнее редактирование: 08.11.10
  2. Pashechka

    Pashechka Участник

    445
    0
    Отличная статья, Дима, это нужно опубликовать )) Хотя для меня черно-белый отпечаток еще и ностальгия по детству. В таком отпечатке есть немного сказочности, нереальности (по крайней мере на отпечатках Шапочкина сплошная нереальность). :)
     
  3. DimaP

    DimaP Активный участник

    9.822
    0
    DimasShishkin, дело не в домысливании цвета и стимуляции фантазии по этому поводу.
    Дело в дистанцировании от реальности. Цвет просто иногда мешает.
     
  4. DimasShishkin

    DimasShishkin Активный участник

    1.501
    0
    Конечно, дистанцирование от реальности может принимать разные формы. Это и отказ от цвета, это и сведение его к минимуму (почти до монохрома), это и жертвование детализацией. Можно список продолжать. Тут даже дело не в черно-белой пленке и технологии. Как всегда это вторично.
     
  5. UncleSam

    UncleSam Активный участник

    11.866
    7
    DimasShishkin, мысль просто суперская! Я до сих пор ни разу не задумывался об этом аспекте монохрома, спасибо!
     
  6. DimasShishkin

    DimasShishkin Активный участник

    1.501
    0
    UncleSam, спасибо!