1. Этот сайт использует файлы cookie. Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie. Узнать больше.

Как продлить жизнь цепи и звездочек

Тема в разделе "Велогараж", создана пользователем tRIDENT, 27.07.09.

  1. tRIDENT

    tRIDENT Активный участник

    522
    0
    Как продлить жизнь цепи и звездочек.
    Для начала давайте разберемся, с чем же мы, собственно, собираемся бороться. Ведь врага надо знать в лицо.
    Итак, что такое износ цепи и чем он опасен для звездочек? Все мы знаем, что цепь при эксплуатации растягивается. Но не все знают, что причина растяжения - выработка в сочленениях. На поношенной цепи два соседних звена будут слегка двигаться друг относительно друга в продольном направлении. Это и есть люфт - следствие выработки. На новой цепи такого люфта не будет.
    Выработка появится гораздо быстрей, если звенья трутся друг о друга без смазки, но и смазка решает не все проблемы. Когда в смазку попадет пыль, получается абразивная паста, которая безбожно ускоряет износ.
    Помнится, году этак в 1980-м журнал "За рулем" писал: открытая цепь на мотоцикле Иж-Планета-Спорт живет в среднем 4-6 тыс км. На Ява-350 модель 634 цепь была закрыта, и если чехлы цепи герметичны, а цепь смазана, то после 20 тыс пробега парни из редакции подтянули цепь, сдвинув ось заднего колеса всего на 2 миллиметра! Судите сами, насколько пыль и грязь быстро убивают цепь.
    Понятно, велосипед покупают, чтобы на нем ездить. Несмотря на пыль и грязь. Так для чего же я все это пишу? Раз цепь открыта, а дорога пыльная - что тут можно поделать, казалось бы? Оказывается, можно.
    Первое, что можно сделать - уменьшить количество грязи, попадающей на цепь. Основной поток грязи на цепь летит из-под переднего колеса. Даже когда установлено переднее крыло, оно защищает только велосипедиста, но не цепь. Слишком уж оно короткое. Да вы и сами, наверное, замечали - стоит проехать по мокрой дороге 300 метров - и готово дело, бедная цепь захрустела... Кому как, а мне этот звук - как бормашиной по зубу. Ей же больно, она же жалуется...
    Я решил проблему тем, что от заднего крыла (оно мне не нужно, сзади меня защищает багажник) отрезал кусок и надставил им переднее крыло. При этом возрастает нагрузка на уголок, которым переднее крыло крепится к вилке, и вместо хлипкого заводского уголка стоит изготовить что-нибудь помощней. Я так и сделал. Заодно усилил место, за которое переднее крыло крепится к уголку - отрезал еще кусочек от многострадального заднего крыла и подложил под головку болта вместе с большой стальной шайбой. Вот уже почти полтысячи километров позади - пока держится, и не похоже, что собирается отвалиться. Родной же уголок сломался у меня после первой тысячи, причем с легким, коротким крылом.
    Еще один источник грязи для цепи - заднее колесо. На моем старом велосипеде цепь прикрывал сверху по всей длине дюралевый козырек. Надо было видеть, сколько грязного снега скапливалось на нем даже после короткой поездки! Планирую и на новом сделать что-то в этом роде.
    Во-вторых, цепь перед смазыванием стоит периодически чистить и промывать. Работа эта грязная, но нужная. Если, конечно, вас интересует долгая жизнь трансмиссии вашего скакуна. Вымываем из сочленений цепи абразивную пасту (по-моему, это лучше делать керосином или бензином) и смазываем. Цепь тут же скажет нам спасибо - начнет работать мягко и беззвучно. Исчезнут все рывочки, похрустывания и пощелкивания. Честное слово, я в такие моменты прямо-таки слышу, как моя Мерида мурлычет, словно кошка!
    А теперь пришло время поговорить о звездочках. Почему я придаю растяжению цепи такое значение? Зачем об этом вообще говорить? Ну, вытянулась... и что?
    А вот что. Шаг новой цепи (расстояние между центрами соседних роликов) строго определенный (по-моему, 12.5 мм). Шаг между центрами углублений на звездочках совпадает с шагом новой цепи. Эрго: новая цепь на новой звездочке чувствует себя как дома - каждый ролик сел в свое углубление, все они в контакте с зубьями. То есть, в передаче усилия принимают участие все зубья, и потому нагрузка на каждый из них невелика. И еще - усилие передается у корня зуба, где он широкий.
    А теперь поставим немного потертую цепь. Шаг у нее уже больше, чем шаг углублений звезды. Нагруженная цепь "подвсплывет", въедет по зубьям вверх - так, чтобы все ролики оперлись на зубья. Усилие теперь передается уже средней частью зуба, куда более узкой, чем прикорневая. Но все же положение еще неплохое - усилие передают все или почти все зубья, и нагрузка на каждый зуб пока еще невелика.
    По мере износа цепи, ее шаг дорастает до такого, когда в контакте с зубьями будет одновременно лишь 4, а то и 3 зуба. Остальные зубья разгружены, т. к. их шаг заметно меньше шага растянутьй цепи. 3-4 зуба, и контакт - уже у самой верхушки зуба, где он узкий. И все усилие, которое раньше передавалось через 8-10 зубьев, теперь концентрируется на трех, потом - на двух. Н-да, не позавидуешь той звезде... Естественно, прогрессирующий износ. Зубья быстро приобретают весьма причудливый профиль. Разумеется, далекий от оптимального... Зато растет шаг звезды, что позволяет ей работать.
    Страшно? Вооооооооооооот. Да мне и самому, честно сказать, не по себе...
    Ну, ладно. Что вытянутая цепь есть зло, мы вроде выяснили. Жрет звездочки, а это - непорядок. А ну, мы ее заменим! Меняем. И что же?
    Если вы были достаточно упорны в выжимании соков из цепи и зубья вашей звезды достаточно обглоданы, вас ждет сюрприз! Вы нажимаете на педаль - и слышите громкий удар в кассете задних звезд. Цепь совершила прыжок через зуб. Новая цепь, которая должна бы решить все проблемы! Еще нажим - еще удар... Теперь пришла пора хвататься за голову собачкам в трещотке задней втулки. Они из каленой стали, очень твердые и потому - хрупкие. Они ударов боятся, от ударов их рабочая часть скалывается. Угадайте с трех раз, куда деваются кусочки высоколегированной и отлично закаленной стали, отколовшиеся от собачек? Пра-ааааааавильно, в подшипники, на которых крутится кассета задних звезд. И что-то подсказывает мне, что подшипники этому совсем не рады...
    Это, кстати, довод за то, чтобы начинать педалировать плавно, без удара. Не бейте педалями по собачкам, они хорошие... и хрупкие. Но вернемся к нашим... цепям-звездам. На скачущей цепи ехать, мягко говоря, затруднительно. Выход? Обходиться теми звездами, что не так сильно изношены. До тех пор, пока цепь не потянется и не увеличит шаг. А когда цепь своим шагом догонит вашу любимую (и потому самую истертую) звезду, скачки прекратятся.
    Отсюда рекомендация: устройте ротацию цепей. Это позволит жить на одной кассете задних звезд максимальное время без прыжков цепи после ее замены. Ну, или почти без прыжков. Что для этого нужно?
    Три цепи - родная и две новых запасных. Ездим на первой, пока она не потянется - но не до аварийного состояния, а умеренно. Меняем первую цепь на вторую, новую. Раз первая цепь не была убита, то и звезды тоже пока в приличном состоянии. С новой цепью будут работать нормально, а если и поскачут - то чуть-чуть. Первую цепь упаковываем, подписываем, что она первая, и убираем в сухое прохладное место, недоступное детям. И ездим на второй. Когда потянется вторая, снимаем ее, упаковываем, подписываем, кладем рядом с первой. Ставим новую, третью, и ездим, пока и она не достигнет кондиции первых двух. И далее - по кругу, вплоть до полного износа кассеты и всех трех звезд. А потом меняем кассету и пускаем в дело очередные 3 новые цепи. Может, кто-то захочет учинить оборот из 4 цепей - тогда менять цепь на очередную надо пораньше.
    Как определить, когда цепь пора менять? После установки новой цепи, включите впереди самую большую звезду (у меня 42 зуба) и оттяните цепь от звезды в ее передней части. На сколько отошла? У меня было миллиметра 3. Запомните. И если у вас оборот из 3 цепей, ставьте следующую, когда цепь отойдет еще на 5-6 мм (исходные 3+5...6=8...9 мм). Я вчера поставил третью цепь, когда вторая стала отходить от звезды миллиметров на 9. Чуть-чуть скачет на 4-й, и то под серьезной нагрузкой. На 3-й, 5-й, 6-й и 7-й не скачет. У меня кассета 11-32 зуба, хотя не думаю, что это важно.
     
  2. tRIDENT

    tRIDENT Активный участник

    522
    0
    Наконец-то добрался и переставил козырек цепи со старого велосипеда на новый. Выкладываю фотки, может, кому поможет.
     

    Вложения:

  3. Покер

    Покер Активный участник

    1.048
    0
    Хотел, кстати, спросить про защиту от дождя и хотел сделать таким же образом, как и у tRIDENT, только не знал как. Теперь буду воплощать в жизнь задумку. Спасибо!!!
     
  4. Stayer

    Stayer Новичок

    84
    0
    я тож раньше парился по поводу грязи.
    теперь просто стараюсь не ездить в дождь и по грязи.
    и всего делов.
     
  5. tRIDENT

    tRIDENT Активный участник

    522
    0

    Можно. Я поначалу, пока защиту со старого вела не переставил, тоже по сырости не ездил. А потом понял, что так не пойдет. Если я хочу ехать, надо ехать! А если грязно? Я свой вел, конечно, берегу - по возможности. Но главное - не вел. Это - инструмент. Так я решил, и принял меры от грязи.
     
  6. tRIDENT

    tRIDENT Активный участник

    522
    0
    Дополнение по смазке цепи. Я по сухой погоде пользуюсь немецкой смазкой IX50 в аэрозольном баллоне. Проблема была в том, что капли смазки, вылетая из трубочки под давлением, попадают на резину и обода. Резина покрышки вряд ли маслостойкая, ей смазка не полезна. А ободам смазка тем более не нужна, это же тормозная поверхность! Какое-то время я думал, как бы не допустить разбрызнивания смазки, а потом придумал. На конце трубки, вставляемой в головку-распылитель, острым ножом я выдавил винтовую канавку, а потом накрутил на нее клочок ваты, как мы делали со спичкой, когда надо было почистить в ушах. И проблемы на этом кончились. Брызги уже не летят, на ватном тампоне набухает шарик пены, которая тут же переходит на цепь. И резина, и обода - сухие.
     
  7. kharkov

    kharkov Участник

    483
    0
    хоть и тема про цепи, но хотелось бы видеть побольше картинок и описалова про защиту (не только цепи, а целиком - крылья, ноги, хвосты)
     
  8. tRIDENT

    tRIDENT Активный участник

    522
    0
    Описанная в статье http://orionvelo.org.ru/forum/viewtopic.php?f=19&t=777&start=20#p11848 смазка для цепи меня крайне заинтересовала. Почти 400 км после усиленного смазывания - это впечатляет! Я решил непременно ее попробовать.
    И... обломался. Вот уже 7 месяцев, как я пытался ее найти, и все никак. Но сегодня я торжествую - наконец-то вожделенная смазка Rust Blaster with PTFE у меня появилась! Другое ее название - проникающая защитная смазка ФТОРОПЛАСТ. Индекс - Hi-Gear HG5514.

    Аэрозольный баллон объемом 312 мл стоит 260 руб. Мне привезли эту смазку на заказ, ждать пришлось 4 дня. Заказывал в магазине Yokohama, что на 2-й продольной, возле кинотеатра Мир, на Дар-горе. Когда я забирал заказ, спросил менеджера - а если наш вело-народ захочет такую смазку, еще привезете? Он сказал, что привезет без проблем. Разве что подождать придется, но когда заказываешь, по-другому и не бывает. Так что, думаю, есть смысл скооперироваться. Если будет много желающих, можно даже поговорить о какой-нибудь скидке.
    На всякий случай - телефон магазина: 26-37-61, магазин Йокогама. Правда, я не знаю, примут ли они заказ по телефону. Может быть, придется туда ехать и разговаривать лично, особенно если заказывать много.
     
  9. Alexiy2000

    Alexiy2000 Читатель

    540
    0
    Дааааа-) Я мягко говоря ......-) Я на своем лясе уже 3-й год езжу и нифига не смазывал и не делал с ним. Ездит и ездит себе-)
    По сему вопрос! Какое ТО ему провести, что смазать, ну и вообще, советы знающих людей мне не помешают.
    А то я уже еще один собрался брать, так уж пора бы знать что да как и когда.
    Камнями просьба шибко не закидывать. Критику приму. Советы очень пригодятся!
    Спасибо!
     
  10. fb03

    fb03 Активный участник

    5.031
    133
    Мда, жесть:) У меня скулы сводит от звука свистящей цепи.
    Опять-таки,
    не показательно, оценивать нужно по пробегу в километрах.
    Кратко:
    -чистить и смазывать цепь хотя бы раз в 150км. При езде по песку, грязи и в дождь-чаще. Собственно, характерный звук и ухудшившееся переключение сами подскажут.
    -раз в сезон или 1,5-3 тыс км (в зависимости от уровня) менять смазку во втулках. Контролировать люфт втулок и при необходимости регулировать.

    Ну и всё остальное, замена расходников, контроль и протяжка спиц и тд и тп. Все эти вопросы настолько обыденны и стандартны, что не считаю нужным более обстоятельно писать. В интернете до безобразия много описаний необходимого ТО. Обсуждать имеет смысл конкретные моменты, типа чем лучше смазывать цепь, оливковым или специальным маслом; катать в три цепи или нет и тд.
     
  11. tRIDENT

    tRIDENT Активный участник

    522
    0
    Велосипед - штука крайне выносливая. Особенно дорожный. Уникально живучий аппарат! И действительно прощает наплевательское отношение к себе. Скрипит, бренчит, но ведь едет же! Но...
    Кому как, а мне такой вел просто жалко. Неухоженный, загнанный - он, как старая заезженная кляча, тупо смотрит на окружающее пустыми тусклыми глазами. И едет - кое-как.
    То ли дело, когда он, как молодой жеребец, кидает землю копытом, косит глазом с искрой - ну, что, хозяин, дадим копоти? А я ему - дадим, как не дать! Сажусь на него, и МЫ едем. Не я еду - мы с ним едем! Чуете разницу?
    Когда я кручу педали, и они вращаются как по маслу - мягко и беззвучно, будто и нет там никакой цепи и никаких звездочек - это же песня! Когда вел под тобой гарцует - это ж полет!
    Но чтобы он был веселым, бодрым и здоровым, за ним надо следить. Ухаживать, тратить на него время, деньги и силы - и тогда он отплатит сторицей!
    Наверное, многие не поймут, о чем это я тут пишу. Ведь велосипед - всего лишь транспорт... едет - и ладно! Для меня он - тоже транспорт, я езжу на нем на работу круглый год. Но я еще с ним отдыхаю, получаю удовольствие и здоровье, уезжаю от ожирения, инфаркта и стрессов, а приезжаю к новым дорогам, впечатлениям и знакомствам. Вел для меня много значит, и видеть его бодрым и здоровым для меня - радость.

    Критика... а зачем критиковать? Если нет потребности сделать свой вел лучше - то и не надо. Но какой-то минимум обслуживания, думаю, нельзя не делать. Иначе в какой-то момент вел просто откажет, и придется идти пешком :)
    Критически важные узлы велосипеда - резина, тормоза, трансмиссия. Именно в таком порядке.

    Резина. Если она протерта тормозными колодками, то на каком-то спуске она может взорваться на скорости 40 км/ч, и будет ай-яй-яй. Или при каком-то резком маневре, когда ты пытаешься увернуться от машины или столба. Поэтому всегда надо быть уверенным, что покрышки надежны и не подведут.

    Тормоза. Ну, думаю, тут и так все понятно. Но! Многие могут подумать, что тормоза важней резины. А я уверен, что резина - важней. Потому что если не удается затормозить, обычно можно уйти в сторону, увернуться от препятствия. С исправными покрышками и отказавшим тормозом это возможно. А вот с исправными тормозами и лопнувшей покрышкой - и не увернуться, и не затормозить :(

    Трансмиссия. Если не ездить по авто-дорогам, трансмиссия некритична. Ну, слетела цепь... остановился, поставил ее на место, да и поехал дальше. На дороге все меняется. Там становится жизненно важным вовремя уйти - с перекрестка или с узкого места, где тебя могут зажать.

    Вот, навскидку, те узлы, что впрямую влияют на безопасность. Прочее - не столь важно.
    А что касается смазки цепи, то тут все просто. Цепь стоит сейчас 250-450 руб, в зависимости от качества. Набор задних звезд (кассета) - 450-700 руб, если не самая дешевая и не понтовая. И смазка цепи и звезд впрямую влияет на их пробег до полного износа. При нормальном уходе цепь без проблем работает примерно 2 тыс километров, кассета - около 6 тыс. Потом - замена.
    А если не мазать и не чистить, то, думаю, цепь и полутора тысяч не проживет, а кассета, может быть, 4, а то и меньше.
    Такие вот соображения.
     
  12. 027

    027 Активный участник

    1.718
    61
    Слаб человек, слаб. Глянь-ко, скулы сводит! А у некоторых и свистит, и скрипит, и ничо. Едет же. А потом появляются рассказы, как советская "неубиваемая" цепь едет втрое больше буржуйской. От ларька до ларька. Едет, мать ее! Как лошадь. Лошади умеют тоже плавать. Но недолго и недалеко.
     
  13. tRIDENT

    tRIDENT Активный участник

    522
    0
    По моим прикидкам, расход RustBlaster на 1 смазку цепи - 4 мл. Пробеги в 200 и более км я наблюдал, когда смазывал этой смазкой почти новую цепь Sram PC-830, которые в свое время покупал по 270 руб у Влада.
    Как мне рассказывал Shamano, цепи от Sram при сборке смазывают некоей консистентной смазкой, которую при эксплуатации цепи использовать невозможно. Так ответили специалисты Sram, с которыми связался кто-то с Веломании. Эта заводская смазка обеспечивает по сухой погоде пробег до 500-600 км. А потом надо смазывать уже самому.
    В последние месяцы эти цепи подорожали до 430 руб, и я их брать перестал. Перешел на цепи от KMC и еще какого-то китайского, не помню его имени, производителя. Первые стоят 180 руб, вторые - 240.
    Так вот, эти дешевые цепи с завода смазываются чем-то вроде машинного масла, которое, сдается мне, не столько смазка, сколько консервация. И я уже пришел к тому, что, поставив новую цепь, сразу смазывать ее РастБластером.
    Так вот, пробеги цепи до следующей смазки стали в среднем 80 км. А те 200 и более км пробега на Sram-830, похоже, давал не сам по себе РастБластер, а его смесь с заводской срамовской смазкой, которая еще оставалась в цепи.
    Так что я теперь исхожу из пробега 80 км по сухой малопыльной дороге, или 100 км, если пробег преимущественно по сухому асфальту.

    ---------- Сообщение добавлено 22.09.2011 14:05 ----------

    ЗЫ Уточнение: расхода 4 мл на одну смазку можно добиться, только если слить смазку из аэрозольного баллона в пузырек и смазывать попиново, небольшой каплей каждый пин.
    Если же смазывать прямо аэрозолем, через трубку - расход будет хорошо если 10 мл, а то и все 15-20 на 1 круг. Уж больно много аэрозоля разлетается в стороны, не попадая на цепь :(
     
  14. Cranium

    Cranium Активный участник

    1.993
    0
    И на долго самих цепей-то хватает?
     
  15. tRIDENT

    tRIDENT Активный участник

    522
    0
    Смотря до какой степени их истирать. Я до этого ограничивался пробегом в 2-2.5 тыс на цепь, когда гонял по кругу 3 цепи. Чтобы, когда кончится 3-я цепь, хотя бы систему можно было еще использовать.
    Теперь я перешел на 7 цепей в круге и знаю, что другого комплекта цепей на эту систему и кассету ставить не буду. Буду выжимать километраж, какой получится. Надеюсь на 3, а то и на 3.5 тыс на цепь.

    ---------- Сообщение добавлено 22.09.2011 17:04 ----------

    А потом замена сразу всего - и кассеты с системой (точней, того, что от них останется после 20 тыс пробега :)), и комплекта цепей.
     
  16. fb03

    fb03 Активный участник

    5.031
    133
    как-то я очень сильно сомневаюсь в таком пробеге. Это всё-таки судя по всему именно консервационная смазка, не более. Потому как она настолько вязкая, что снижает гибкость цепи и, как следствие, ухудшение качества передач.
    Ездить конечно можно, сам на СРАМовских цепях гоняю и было дело ездил с этой смазкой километров 100. Но если мне не лень, я сразу после покупки цепь отмываю от этой дряни, потому как отмывается она хреново очень, а с налипшей после эксплуатации грязью-ещё хуже.
    Но может я и ошибаюсь. Так как высокая адгезия этой смазки к металлу именно то, что нужно для длительной работы.

    Тут вот ещё какое дело. Мы всегда говорим о своих пробегах, но упускаем важный момент-критерий, определяющий необходимость очередного смазывания. Для меня это сразу два. Неприятный звук работающей цепи и ухудшение переключения. Что раньше замечу если, тогда и мажу.
    Для кого-то это-такой невыносимый свист цепи, что у меня вызывает судороги лицевых нервов. А для кого-то и это не аргумент.
    Вот и получается, что у одного пробег до смазывания 100км, а у другого 200. Или раз в месяц/квартал/год. Объективности нету в общем.