1. Этот сайт использует файлы cookie. Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie. Узнать больше.

Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину

Тема в разделе "Кино", создана пользователем Philippenzo, 17.06.09.

  1. Philippenzo

    Philippenzo Активный участник

    2.115
    0
    Со 2 июля кинотеатр «Пять звезд» начинает показывать новый фильм Андрея Хржановского «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину».

    Этот фильм ежедневно, в течение почти двух месяцев, собирает полный зал в московских «Пяти звездах» на Новокузнецкой. Уверены, что он найдет поклонников настоящего интеллектуального кино и в Волгограде.

    [​IMG]

    Режиссер: Андрей Хржановский
    Продюсеры: Артем Васильев
    Авторы сценария: Юрий Арабов, Андрей Хржановский
    В ролях: Алиса Фрейндлих, Сергей Юрский, Григорий Дитятковский, Андрей Хржановский

    «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину» — это пропитанная поэзией и музыкой лента, в которой гармонично сочетаются и оригинальная анимация, и документальные кадры, и игровое кино, создана по оригинальному сценарию Юрия Арабова и Андрея Хржановского, основанному на прозаических произведениях великого поэта Иосифа Бродского. Тонкая, умная, красивая картина, рассказывающая о времени и свободе, о войне и творчестве, о котах и родителях, о любви и голоде. Главные роли в фильме исполнили Григорий Дитятковский, Алиса Фрейндлих и Сергей Юрский.
     
  2. Philippenzo

    Philippenzo Активный участник

    2.115
    0
    Расписание сеансов

    С 9 по 15 июля:
    18:55

    С 16 по 22 июля:
    15:55

    С 23 по 29 июля:
    17:20
     
  3. Philippenzo

    Philippenzo Активный участник

    2.115
    0
    Фильм действительно интересный и сентиментальный. Завязывайте хуйню всякую смотреть, и не проебывайте настоящее Кино. :p
     
  4. СквоЛена

    СквоЛена Активный участник

    4.484
    0
    Очень убедительно! После работы рвану
     
  5. Pershing-2

    Pershing-2 Читатель

    1.475
    0
    какова фабула сего кина?
     
  6. СквоЛена

    СквоЛена Активный участник

    4.484
    0
    Pershing-2, не выегивайся, читай фабулу мля

    Котов ненавижу
     
  7. Pershing-2

    Pershing-2 Читатель

    1.475
    0
    На колени, скво
     
  8. akrivcov

    akrivcov Активный участник

    22.113
    97
  9. Philippenzo

    Philippenzo Активный участник

    2.115
    0
    «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину» — это пропитанная поэзией и музыкой лента, в которой гармонично сочетаются и анимация, и документальные кадры, и игровое кино, создана по оригинальному сценарию Юрия Арабова и Андрея Хржановского, основанному на прозаических произведениях Иосифа Бродского. Тонкая, умная, красивая картина, рассказывающая о времени и свободе, о войне и творчестве, о котах и родителях, о любви и голоде. Главные роли в фильме исполнили Григорий Дитятковский, Алиса Фрейндлих и Сергей Юрский. Этот великий русский актер вместе со столичными журналистами и киноведами, среди которых были Кирилл Разлогов и Даниил Дондурей, Зара Абдуллаева и Юрий Богомолов, Лариса Малюкова, Антон Долин, а также многие другие, пришел в кинотеатр «Ролан» на самый первый показ картины.

    Интерес к личности Бродского уже однажды воплотился у Андрея Хржановского, выпускника факультета игрового кино ВГИКа, ученика Льва Кулешова, ставшего признанным мастером анимации, в мультипликационный фильм «Полтора кота». Этот 27-минутный мультфильм, снискавший множество международных и отечественных наград (среди которых — премия «Золотой орел» 2004 года), рассказал фантазию о том, как кот и поэт возвращаются из эмиграции в Россию, и стал своеобразным прологом к большому художественному фильму, на создание которого ушло около семи лет. «Я так долго делал эту картину, — признался в беседе с журналистами Андрей Хржановский, — что, когда недавно позвонил Сергею Юрьевичу Юрскому и сказал, что скоро состоится показ моего фильма, он спросил у меня: «А какого фильма?» Представляете, даже он уже не думал, что такой фильм когда-нибудь все-таки займет свое место в реальности». Возвращение нобелевского лауреата на родину, оставшуюся только в его воспоминаниях, даже в подлинности которых он уже начал сомневаться, в киноискусстве случилось как минимум дважды, в действительности же — никогда. «Говорят, что Бродский мечтал приехать в Ленинград, приехать инкогнито, повидать друзей и близких, а потом уехать, но реальных свидетельств подобному путешествию нет, хотя некоторые и по сей день утверждают, что Бродский все-таки приезжал, просто им не довелось с ним встретиться». Но кинематограф совершает удивительное: ощущение встречи с поэтом, встречи со своими родителями, у кого-то, быть может, уже ушедшими, становится реальным. В картине Хржановского поэт едет в Ленинград на пароме и пересекает водное пространство, словно Стикс при переходе в иной мир. Для человека, много лет прожившего в Америке эмигрантом, он и был иным. В своем эссе «Полторы комнаты», где вслед за Прустом Бродский пытается ухватить свои воспоминания за хвост (скорее всего за кошачий), он неоднократно связывает этот процесс с водой или с проявлением пленки для фотографий. А ведь отец поэта был фотографом.

    По словам Андрея Хржановского, его фильм — вовсе не попытка показать биографию Бродского, хотя тема личности поэта всегда интересовала режиссера (о чем говорит цикл его лент по рисункам А.С. Пушкина). «Я делаю этот фильм с мыслью о том, что он должен быть посвящен памяти наших родителей. Пронзительные строки, написанные Бродским в эссе «Полторы комнаты» и «Больше единицы», посвященные родителям, были для меня эмоциональным камертоном». Родителей Бродского в фильме сыграли Сергей Юрский и Алиса Фрейндлих, вместе они составили удивительный по степени художественности дуэт, который заслуженно царствует на экране. Рядом с ними сама личность поэта, которого в фильме в разном возрасте играет около семи человек, в том числе и театральный режиссер Григорий Дитятковский (поставивший, кстати, спектакль «Мрамор» по тому же Бродскому), так и остается нераскрытой тайной. Точнее — личность поэта разлита в образах его родителей, которые, в свою очередь, становятся символами поколения, пережившего войну, символами утраченного времени и людей, которых больше не будет никогда. В этой жизни. В этом мире…

    В своем эссе Бродский внимательно, даже скрупулезно описывает привычки и диалоги отца и матери, с подробной дотошностью, словно мысленно ощупывая каждую деталь, воспроизводит полторы комнаты в коммуналке на Литейном. Фотографическую документальность, как прием, как способ запечатлеть время, людей и предметы, отразить их в этом мире хотя бы на пленке, использует в своем фильме Андрей Хржановский, прибегая и к псевдодокументальному изображению, и к хронике разных лет.

    «Висконти, когда снимал в большом аристократическом доме, как-то попросил положить в изящной работы комод, участвовавший в одной из сцен, выглаженное, накрахмаленное белье с дорогими бельгийскими кружевами, — рассказывал Андрей Хржановский. — Его спросили: «Зачем, он же не будет открываться в кадре?» А он ответил: «Ну как же? Актеры будут знать, что комод не пустой, и зритель, может, тоже это почувствует». Так что съемки своего фильма Хржановский проводил в тех самых, реальных полутора комнатах родителей Бродского, в кадре мы видим даже письменный стол и уютное кресло поэта.

    «Бродский — самый свободный человек из всех известных нам, а что еще можно сказать о человеке, который, однажды уйдя из школы, так никогда больше туда не вернулся, но при этом являлся одним из самых образованных людей своего времени», — считает Андрей Хржановский. Действительно, у Бродского было почти патологическое стремление к свободе, ему необходимо было свободно мыслить и говорить, — к сожалению, это качество присущее художнику, обрекало его на внутреннее одиночество. Может, главное достоинство и одновременно трагедия Бродского было в том, что он всегда мыслил себя как «полтора», то есть «больше единицы», в стране, политический строй которой был таков, что человек был в худшем случае равен нулю, а в лучшем — трудовой единице как измерению его полезности. «Повиновение становилось и второй натурой и первой, — писал Бродский. — Единственный способ для мальчишки восстать против своего жребия — это сойти с рельсов», что Бродский и сделал. И остался один, и уехал из страны, и никогда больше не видел отца и мать… «Только райская птица поет без упругой ветки».

    Удивительные мультипликационные фрагменты, гармонично вплетенные в канву фильма, выполненные в самых разных видах анимации, появляются в картине там, где останавливаются слова в прозе Бродского. Режиссер, подхватывая образы поэта, раскрывает завесу воображения, и вот уже в воздух поднимаются скрипки, флейты и фортепьяно еврейских музыкантов, изгоняемых из страны, а звон кастрюль в коммунальной кухне превращается в бой там-тамов.

    Один из самых потрясающих своей иронией и образной пронзительностью моментов фильма — путешествие голодного мальчика Иосифа по кулинарным иллюстрациям советского бестселлера «О вкусной и здоровой пище». Его высокодержавный тезка с грузинским акцентом водит наивного мальчика вдоль длинных столов, уставленных самыми разными яствами, увенчанными красными звездами из икры. А на робкий вопрос Иосифа маленького: «А что можно съесть?» — Иосиф большой отвечает: «Ничего нельзя, мальчик…»

    Анимационный кот, оживший с рисунков поэта (он прекрасно рисовал), повадками напоминает самого Иосифа Бродского. Надо сказать, что поэт всю жизнь ассоциировал себя с котом и даже придумал свой особенный мяукающий язык. Кот в фильме — его ироническое альтер-эго, добавляющее образу поэта творческой шутливости и игривой любознательности. Недаром бойкого соседского кота Анна Ахматова называла «полтора кота» и при этом спрашивала: «Вам не кажется, что он похож на Иосифа?»

    И все же фильм «Полторы комнаты» не только о Бродском. Так же как его одноименное автобиографическое эссе — не только воспоминания о детстве и юности в социалистическом государстве. Любое явление или тема, соприкасающиеся с личностью художника, превращаются в глобальную метафору, полную философских обобщений и парадоксальных восприятий. Жизнь маленькой семьи Бродских, трагедия их разлуки отражают образ страны, эпохи и людей, каким-то чудом умудряющихся в ней выживать.

    Фильм Хржановского — ностальгия, как Бродского, так и собственная ностальгия режиссера. «По безнадежности все попытки воскресить прошлое похожи на старания постичь смысл жизни. Чувствуешь себя, как младенец, пытающийся схватить баскетбольный мяч: он выскальзывает из рук, — писал Иосиф Бродский в эссе «Меньше единицы». Но все же поэт уверен, что «оглядываться — занятие более благодарное, чем смотреть вперед. Попросту говоря, завтра менее привлекательно, чем вчера. Почему-то прошлое не дышит такой чудовищной монотонностью, как будущее. Будущее, ввиду его обилия, — пропаганда. Также и трава».


    Анастасия ПРИМАЧЕНКО