Горные массивы с их населением внушали и внушают равнине и ее обитателям неизменный суеверный страх. Демографическое давление с гор и торговые пути, всегда проходящие по горам, делает взаимодействие гор и равнин всегда болезненным. Поселения в горах теряются в огромных горных пространствах. Пространства эти в силу своей специфики лишают обитателей возможности полноценных контактов и обмена, без которых немыслимо развитие цивилизации. Цивилизация, легко распространяющаяся на десятки тыс. километров по равнинам, беспомощно встает перед горами высотой в несколько сот метров. Не только материальная составляющая цивилизации, но и идеологическое цивилизационное наполнение, в горах буксуют веками. В нескольких сотнях километров от Рима, в горах Абруцци, христианство не могло утвердиться и через тысячелетие после провозглашения римского наместничества божьего. В тоже самое время успешно христианизируется территория в тысячах км от Вечного города. Как и с религией в горы практически не проникали феодальные, скажем, порядки. Горы - огромный массив сугубо родоплеменных отношений. Горское общество глубоко сеньоризированное ( все князья ), но не феодальное общество. Стоит ли говорить о капитализме, социализме, о любом другом "изме", находящемся вне рода и племенных порядков? Горы - не только преграды, но и убежища, страна свободных людей. Свободных не только де юре, но и фактически освобожденных от государственной или любой другой вне племенной, вне родовой целесообразности. В горах нет богатого духовенства, следовательно, священники ( любой религии) пользуются авторитетом среди паствы за счет подчеркнутого аскетизма и фанатизма. Священники в горах - фанатики ан масс, исступленные проповедники. Религиозная жизнь в горах - важнейший фактор дестабилизации. В горах нет стражей порядка. Каждое поселение - укрепление. Люди в горах смеются над любой властью из равнин. "Кто не ворует - тот не мужчина" - это название сардинских сборников рассказов о горцах. Горы часто перенаселены, т.е. не могут прокормить избыточное население. Лишние уходят в города и на равнины. В горы уходят непокорные, еще более непокорные спускаются с гор в равнины. Ресурсы и бюджет гор: Дороги - проводники равнин в горах, они делают горы не изолированными областями, они связывают оба мира. Важное преимущество гор - обладание различными, часто уникальными, ресурсами. Например - пшеница внизу, леса и пастбища - наверху. В горах есть топливо и металлы. В горах есть строительный материал. Например - проблема топлива - одна из ключевых и часто не решаемых в принципе проблем равнины. Наличие в горах универсальности - например, возможность сочетания выгод виноделия и скотоводства. Любой труд в горах - каторжный. Горы мгновенно приходят в первобытное состояние при малейшем прекращении их культурного освоения. На равнине культурная деградация сельского хозяйства может занимать годы и десятилетия, в горах декультуризация - мгновенная. Избыток свободного, родоплеменного населения, не скованного нормами равнинной цивилизации, тяжесть труда, специфика поголовной вооруженности горцев, обычаи кровничества, доступность ресурсов равнин к разграблению - толкает горцев к прямой экспансии. Экспансия гор - экспансия набегов и инфильтрации в города и др. торговые центры. Взаимодействие гор и равнин - это взаимодействие **** - объявленных и необъявленных. Thnx Джон Шемякин Взято с сайта Гоблина. http://oper.ru/
Из прочитанного лично у меня напрашивается такой вывод: Горцы - это породистые, сильные, натренированные животные и людям цивилизованным соревноваться с горцами в силе и злости - бесполезно. А в уме соревноваться с ними тоже бесполезно, ибо они (горцы) таких соревнования не признают.
Не, я сегодня думать неспособен. У меня другие проблемы: http://forum.volgograd.ru/showthread.php?threadid=20745
Cutty Sark абсолютно аналогичной была и моя первая мысль (Только в самом начале, потом - стиль подкачал).