1. Этот сайт использует файлы cookie. Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie. Узнать больше.

Мобильная связь в Среднем Поволжье. Битва за абонента

Тема в разделе "Связь", создана пользователем Гость, 14.03.05.

  1. Гость

    Гость Гость

    Мобильная связь в Среднем Поволжье. Битва за абонента


    Вынуждает операторов снижать тарифы

    Евгений Корнилов
    Ведомости – Самара

    14.03.2005, №43 (1325)




    --------------------------------------------------------------------------------

    добавить отзыв письмо в редакцию только текст

    --------------------------------------------------------------------------------


    Операторы сотовой связи Самарской области увеличили абонентскую базу в 2004 г. почти в два раза. Аналитики предупреждают, что через год рынок области приблизится к насыщению. И если сейчас в борьбе за абонентов компании в основном используют демпинг, в будущем им станет невыгодно вести ценовые ****ы. Спасут операторов только допуслуги и освоение сельской местности.



    --------------------------------------------------------------------------------

    В Самарской области действуют пять операторов мобильной связи. По данным агентства iKS-Consulting на декабрь 2004 г., абонентская база четырех крупнейших операторов, контролирующих почти 100% рынка Самарской области, разделялась следующим образом: “МегаФон” – 780 557 абонентов, МТС – 421 555, “Би Лайн” – 415 596, СМАРТС – 372 695.

    --------------------------------------------------------------------------------


    увеличить

    --------------------------------------------------------------------------------

    Операторы сотовой связи привлекли в Самарской области в прошлом году более 1 млн новых клиентов, увеличив абонентскую базу до 1 991 903 человек (на декабрь 2004 г.), говорит старший консультант iKS-Consulting Оксана Панкратова. А уровень проникновения сотовой связи, по ее данным, достиг 61,5%. Почти такие же цифры — 61,2% — приводит и аналитик ACM-Consulting Антон Погребинский.

    “Здесь действительно идет битва за абонента, — заявляет коммерческий директор самарского филиала “ВымпелКома” Константин Чудаков. Он считает, что это одна из причин того, что тарифы на сотовую связь в Самарской области одни из самых низких в Поволжье. В прошлом году операторы старались набрать максимально возможное число новых клиентов, соглашается коммерческий директор “МСС-Поволжья” (сеть “Мегафон”) Олег Зиночкин. Это и вызвало почти двухкратный рост абонентской базы, добавляет Панкратова из iKS-Consulting.

    А инициатором волнений и снижения тарифов на рынке была компания МТС, последней из операторов большой тройки вышедшая в регион в феврале прошлого года. Она предложила абонентам тариф с бесплатными входящими вызовами, с ценой соединений внутри сети 30 коп. за 1 минуту и исходящими на мобильные других операторов — 90 коп. за 1 минуту. “Это предложение было убойным по цене”, — признает коммерческий директор СМАРТС Андрей Гиреев.

    В МТС довольны своим стартом. За год оператор сумел войти в тройку лидеров, по данным аналитиков из iKS-Consulting и ACM-Consulting. На начало этого года 39% рынка было у “МСС-Поволжья” (“МегаФон”), по 21% — у МТС и “ВымпелКома” и 19% — у СМАРТС.

    Однако по оценке СМАРТС, в Самарской области насчитывается порядка 2,3 млн коммерческих абонентов, из них более 800 000 приходится на долю “МегаФона” и примерно по 500 000 — на “Би Лайн”, МТС и СМАРТС. С такой оценкой согласен и Чудаков из “ВымпелКома”.

    Но, несмотря на критику данных аналитиков, и “ВымпелКом” и СМАРТС среагировали на экспансию МТС. “ВымпелКом” в конце года снизил цену на внутрисетевые вызовы до 50 коп. за 1 минуту. “За декабрь у нас было почти 130 000 подключений, приток увеличился в разы”, — сообщил Чудаков. А сразу после Нового года не выдержал и СМАРТС, предложивший тариф с ценой 25 коп. за минуту исходящих вызовов внутри сети и 45 коп. — на мобильные других операторов. “Приток абонентов вырос в три раза. По Самарской области он составляет более 50 000 ежемесячно”, — радуется Гиреев.

    Лишь “МегаФон” воздерживается от “копеечных” акций. Минимальная стоимость внутрисетевых звонков у компании — 1,5 руб. за 1 минуту. “Мы привлекаем абонентов, не относящихся к низкодоходной категории”, — объясняет позицию компании Зиночкин. А Чудаков из “ВымпелКома” полагает, что любые демпинговые предложения операторов будут действовать ограниченное время, после чего цена установится на уровне “более-менее приемлемом и для оператора, и для абонента”.

    К тому же через год рынок сотовой связи Самарской области приблизится к насыщению, утверждают аналитики. По оценке Панкратовой из iKS-Consulting, в этом году рынок еще будет расти за счет абонентской базы, уровень проникновения по итогам года может составить и 90%, считает она. В последующие годы количество абонентов будет увеличиваться незначительно.

    В такой ситуации операторам будет невыгодно вести ценовые ****ы, так как любое снижение тарифов будет “бить по доходам всех компаний”, пояснил Чудаков из “ВымпелКома”.

    Панкратова согласна, что операторы будут конкурировать за счет нишевых предложений, программ лояльности абонентов, а не демпинга. Уже сейчас стоит задача не допустить падения ARPU (ежемесячный доход оператора на одного абонента), который составляет $13,7 по Самарской области, добавила она.

    Участники рынка признают, что этот показатель снижается. ARPU абонента “МегаФона” за год снизился на 6,5% и сейчас составляет $16,5, говорит Зиночкин. В МТС этот показатель по итогам III квартала составил $14. У СМАРТС ARPU в прошлом году был $11, а годом ранее — $13, сказал Гиреев. В “ВымпелКоме” ARPU не раскрывают. Спасти операторов могут только допуслуги, полагают участники рынка. Доходы от SMS, GPRS и MMS и прочих неголосовых услуг уже приносят в бюджет операторов около 15% заработка. Например, у “МегаФона” эта доля растет на 2-3% в месяц, уверяет Зиночкин.

    До сих пор основная борьба между операторами шла в Самаре и Тольятти. Но если средний уровень проникновения сотовой связи в регионе около 60%, а в этих городах — 70-90%, то в сельской местности — 40-50%, говорят участники рынка. Самара и Тольятти вплотную приблизились к Москве (более 100%) и Санкт-Петербургу (более 90%). А по данным Панкратовой из iKS-Consulting, на селе этот показатель — 20-30%. Поэтому освоение малых городов и районных центров — единственный способ для операторов увеличить свою абонентскую базу, полагает аналитик.

    С ним согласен и Чудаков из “ВымпелКома”: “По моему опыту предыдущей работы в саратовском филиале, прирост [в городах и районах] идет 50 на 50, но в Самарской области Самара и Тольятти дают больше, чем остальная область”.

    Но для работы на селе операторам нужно обеспечить хорошее покрытие сетью всей области. По мнению участников рынка, почти вся область охвачена сетями “МегаФона” и СМАРТС, которые первыми вышли на рынок.

    “В этом году мы вплотную приблизимся к СМАРТС и "МегаФону", и различий между нами по зоне покрытия почти не будет”, — обещает Чудаков из “ВымпелКома”. Для продвижения на периферии сотовые компании предпочитают работать через дилеров. Оператору, говорит Чудаков, интереснее сотрудничать с местными компаниями, которые лучше знают, где нужна связь и что нужно жителю конкретного населенного пункта. При этом требования к дилерским точкам в райцентрах будут упрощены, говорит он.

    Более мягкие требования к дилерам, работающим в небольших городах и селах, и у “Мегафона”. Эта компания пока единственная из операторов в регионе, внедрившая тарифный план специально для негородских жителей. Стоимость вызовов внутри сети на территории тарифной зоны “Регион”, куда не входят города и ближайшие пригороды, — 1 руб. за минуту