1. Этот сайт использует файлы cookie. Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie. Узнать больше.

Обнаженка и Сталин

Тема в разделе "Искусство", создана пользователем Самовар, 12.12.09.

  1. Самовар

    Самовар Активный участник

    745
    0
    Что может связывать великих русских художников XIX века, многие из которых не дожили до революции, и Иосифа Сталина? Ответ: большая папка, обшитая потрепанным красным бархатом. Рисунки живописцев, на которых вождь народов оставил брутальные надписи и хулиганские дорисовки, найдены в частной коллекции и будут выставлены в галерее Марата Гельмана с 18 декабря.
    Иосиф Сталин оставил современникам и потомкам высказывания о многих сферах искусства и науки. Но о живописи — ничего. Так считалось раньше. Между тем высказывания Сталина о живописи есть.
    История России иногда приоткрывает такие тайны, совпадения и странности — не знаешь, что и думать. А в этой истории столько неизвестного, что историкам еще только предстоит делать выводы. Попытка восстановить ход событий выглядит примерно так.
    Сталину в руки попал каталог, или альбом, или подборка репродукций рисунков Ильи Репина, Александра Иванова (того самого, автора “Явления Христа народу”), Василия Сурикова, Андрея Рябушкина и других мастеров русской живописи. На многих рисунках стоят штамп Императорской академии художеств и дата, все — вторая половина XIX века. То есть скорее всего это экзаменационные работы будущих гениев по дисциплине “академический рисунок”. Рисунки, очевидно, с натуры, причем обнаженка. В большинстве - изображения голых мускулистых юношей, мужчин, стариков, выполненные, как всякий академический рисунок, с преувеличенным вниманием к телу, с ощущением телесности, даже “мясистости”, без всяких там фиговых листков. Оригиналы этих рисунков сейчас хранятся в Третьяковской галерее и Русском музее.
    А их репродукции легли ли на стол Сталина. Ориентировочно дело было в конце 40-х — начале 50-х. Синим и красным карандашами Сталин делает на них надписи и дорисовки. На рисунке Серова закрашивает красным цветом мужской детородный орган, а на торсе изображенного старика рисует решетку, явно тюремную. На другом пририсовывает герою трусы чисто советской модели и пишет: “Голой жопой не сиди на камнях! Иди в комсомол и на рабфак. Выдайте парню трусы! И.Сталин”. На репродукции Иванова пишет: “Один задумчивый ***** хуже 10 врагов”. Кстати, это вариация его любимой фразы. Из его бесед с немецким писателем Фейхтвангером: “Один подхалимствующий ***** опаснее 100 врагов”. На другом рисунке Иванова: “Таких бездельников полно и у нас. Фило-сос!” Еще: “Просто боится солнца? Он трус!!!” Эти записи — обрывки мыслей, ассоциаций, вызванных внешним сходством натурщика со знакомыми ему персонажами и явно не рассчитанных на демонстрацию кому-либо. На выставке будет представлено 19 репродукций с подлинными подписями Сталина.
    — Сталин — фигура неоднозначная, — говорит Михаил Михайлин, главный редактор издания “Газета.ру”, которая стала организатором выставки. — Изучение этих рисунков и надписей дает представление о его состоянии, в котором он находился с конца 40-х годов до смерти. У меня было ощущение, что он разговаривает с тенями: обращается к Калинину, Плеханову, причем в такой вольготной, стариковской форме.
    Все репродукции прошли почерковедческую экспертизу, которая доказала: да, это действительно рука Сталина. А вот каков был путь красной папки с этими рисунками после смерти Сталина, не знает практически никто.
    — Исходя из того, что мы знаем о судьбе сталинских архивов, эти рисунки с дачи Сталина, — говорит Юрий Панков, эксперт выставки, главный редактор книжного издательства “Автограф века”. — На даче еще при жизни Сталина был беспорядок, чего там только не творилось. Где рисунки оказались после смерти Иосифа, неизвестно. На них нет штампов, что они хранились в каком-нибудь архиве или библиотеке. Так или иначе, они оказались у частного коллекционера, который когда-то имел отношение к госбезопасности. Имя владельца, который предоставил рисунки для выставки, не разглашается.
    Анализ этих подписей по всем параметрам, по Фрейду и не по Фрейду, — дело будущего. У простого зрителя возникают смешанные ощущения. Явно виден странный, обостренный интерес вождя к мужскому телу и интимным органам. Определять, был ли Сталин латентным гомосексуалистом или ярым гомофобом, — право историков. А судить и оценивать почившего вождя — дело потомков. Глядя на рисунки, видишь сталинский изощренный, жестокий цинизм. А может быть, это не цинизм монстра, а юмор гения?
    http://www.mk.ru/editions/daily/art...ivstalin-goloy-zhopoy-ne-sidi-na-kamnyah.html